Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Жизнь — игра: чему можно научиться у персонажей «Игры престолов»

Винд Гудфренд , Доун Везерфорд , Марк Колдуэлл Джонс , Уильям Блейк Эриксон
Фото: Tourism Ireland

От редакции. Почему сериал «Игра престолов» стал одним из самых популярных произведений за всю историю телевидения и кинематографа? Что заставляет зрителей смотреть и обсуждать его длинные, запутанные и мрачные серии? Возможно, в противоречивых персонажах сериала они видят отражение себя и того, как они взаимодействуют с другими людьми? Найти ответы на эти вопросы в книге «''Игра престолов'' и психология. Душа темна и полна ужасов» пытаются психолог Трэвис Лэнгли и его коллеги, специалисты в области психологии, философии и культуры, писатели, магистры и доктора наук.

Мы публикуем две главы из русскоязычного перевода книги, который выходит в издательстве «Альпина Паблишер». Написанная психологом Уильямом Блейком Эриксоном и доктором философии Доун Везерфорд глава «Все плохие решатели проблем должны умереть» посвящена тому, как разные жители мира «Игры престолов» подходят к решению проблем. А в главе «Самоконтроль» психологи Марк Колдуэлл Джонс и Винд Гудфренд рассказывают, как самоконтроль (или его отсутствие) влияет на судьбу значимых персонажей сериала.

ВСЕ ПЛОХИЕ РЕШАТЕЛИ ПРОБЛЕМ ДОЛЖНЫ УМЕРЕТЬ. МОДЕЛИ ВЫИГРЫША И ПРОИГРЫША

Разные дороги иногда ведут к одному и тому же замку.
— Джон Сноу

Если из инструментов у вас только молоток, вам захочется относиться к любой проблеме как к гвоздю.
— Психолог Абрахам Маслоу

Несмотря на свою скверную репутацию, проблемы не всегда плохи. Проблема возникает тогда, когда ваше текущее положение (где вы находитесь) отличается от вашего целевого положения (где вы хотите быть). Одни люди считают это проблемой, другие — нет. Допустим, вы хотите косплеить Белого ходока на предстоящем конвенте любителей фэнтези, но не знаете, как именно это воплотить. Однако знаете, что в интернете найдутся советы, как сделать костюм, чтобы превратиться в самую шикарную нежить на всем конвенте. Определение того, какой метод лучше всего соответствует вашим способностям и потребностям, а затем выполнение действий в соответствии с этим представляет собой акт решения проблемы. Для решения проблем (задач) требуется эффективное исполнительное функционирование — подсистема обработки информации, отвечающая за внимание, планирование и принятие решений в новых ситуациях. Когда исполнительное функционирование человека работает успешно, он способен обнаружить проблему, взвесить возможные решения и реализовать одно из них.

Большинство персонажей от Вестероса до Эссоса стремятся к одной и той же цели: получить и удержать власть, будь то власть над другими или просто над собственной судьбой. Каждый из них максимально использует свои когнитивные способности, чтобы двигаться к желанному положению, устраняя препятствия и помехи на пути. Лучшее для отдельного индивида не всегда совпадает с оптимальным результатом в целом, и некоторые обречены на невзгоды, тогда как другие торжествуют. Мир Мартина предоставляет нам прекрасные примеры решения проблем по ходу того, как действующие лица играют в игру престолов.

Обнаружение проблемы

Чтобы решить проблему, человек должен ее идентифицировать. Хотя это кажется само собой разумеющимся, неудачи при решении проблем часто проистекают из неспособности обнаружить проблему. Затем человеку необходимо определить, имеет ли задача очевидное решение. Наконец, следует выявить ограничения и инструменты для разработки эффективного решения. Чтобы тот, кто решает проблему, мог планировать решения, каждый из перечисленных шагов требует пристального внимания не только к проблеме, но и к ее особенностям.

Навигация по пространству проблемы

Рассмотрение проблемы в рамках, называемых пространством проблемы, упрощает ее решение. Пространство проблемы ограничено текущим положением с одной стороны, целевым положением — с другой, а между ними находятся промежуточные подзадачи, которые следует выполнить, чтобы наилучшим образом достичь целевого состояния. Предположим, вам нужно забрать друга из кабинета врача. Начальное положение — ваш друг в кабинете врача, а целевое — он же, сидящий в вашем авто мобиле. Подзадача в этом примере — соблюдение правил дорожного движения на пути, поскольку их нарушение может помешать вам забрать друга. Ясное представление о соответствующих подзадачах говорит об успешном исполнительном функционировании, потому что внимание уделяется не только главной цели, но и избеганию других проблем. Во время Войны Пяти Королей Робб Старк уделяет слишком много внимания заключению соглашений с сильными союзниками, но недостаточно — тому, чтобы сохранить эти союзы. Он быстро нарушает свое обещание жениться на Рослин Фрей, что дает Уолдеру Фрею повод перейти на сторону Ланнистеров, предательски убить Робба и его мать и уничтожить армию Старков.

Прояснение проблемы

Некоторые проблемы более конкретны или легче решаются, нежели другие. Самые простые решить так же легко, как проложить по карте путь из одного места в другое, когда между ними нет препятствий. Это может совершенно не восприниматься как проблема. Вот Роберт Баратеон собирается выехать из Королевской Гавани, чтобы назначить Эддарда Старка десницей короля. Со свитой он направляется по Королевскому тракту в Винтерфелл. В данном случае для Роберта прямой маршрут до Винтерфелла — это хорошо идентифицированная задача. Ее рассмотрение не требует больших усилий, а решение очевидно. Однако не все проблемы таковы. Плохо идентифицированную проблему трудно заметить, а ее решение ускользает. Роберт Баратеон осознает, что его жизнь как короля в принципе под угрозой, но не видит, что самая большая опасность исходит от его союзников Ланнистеров. Расплывчатое представление о проблеме, которую он мог бы определить как «меня хотят убить», затрудняет разработку решения, тогда как ясно очерченная проблема «семья моей жены хочет меня убить» позволила бы выработать более очевидное решение. Роберт играет против себя, нарушая функционирование мышления частым пьянством и гульбой с проститутками; он слеп в отношении проблем собственного дома.

Функциональная закрепленность

Иногда человек сталкивается с задачей, целевое положение которой вполне конкретно, но ограничения внутри пространства проблемы делают достижение цели совершенно не очевидным. Это состояние называется функциональной закрепленностью; оно мешает использовать привычный инструмент непривычным образом. В исследованиях по решению проблем инструменты, имеющиеся в вашем распоряжении, называются операторами. Хороший решатель проблем понимает, какие операторы следует использовать в заданной ситуации и какие ограничения налагает конкретный оператор. Классический пример функциональной закрепленности — задача с коробкой с кнопками и свечой. Участникам эксперимента давали спички, коробку с кнопками и свечу и ставили задачу прикрепить свечу к стене так, чтобы она могла гореть, после чего зажечь ее. Большинство не догадывалось высыпать кнопки из коробки, прикрепить пустую коробку к стене и вставить в нее свечу. А вот хорошие бойцы знают, что оружием может послужить все что угодно — так, в бою с Псом Бриенна Тарт пользуется не мечом, а зубами, чтобы оторвать ему ухо.

Реализация решений

Обнаружение проблемы, выявление ее природы и определение доступных операторов — только начало. Следующим важным шагом является разработка и реализация решений. Некоторые проблемы имеют много возможных решений, а некоторые — считаные единицы. Кроме того, в распоряжении решателя есть множество методов, каждый из которых подходит для определенной ситуации, и нужно выбрать правильный.

Грубая сила

Самый простой способ решения проблем наименее эффективен. Это метод полного перебора или грубой силы. Решающий перебирает все возможные решения до тех пор, пока не найдется подходящее. «Грубая сила» здесь не имеет отношения к физическому действию (что обычно понимается под этим выражением), а подразумевает безостановочный, неуправляемый поиск решения. Ранние исследования теоретика бихевиоризма Эдварда Торндайка показали эффективность метода прямого перебора в обучающих стратегиях. Он помещал кошек в ящик, откуда они могли видеть миску с едой. Чтобы выбраться, животное должно было совершить некоторое действие внутри ящика (например, нажать на рычаг). Сначала кошки толкали и двигали части ящика наугад, перебирая все доступные им движения, чтобы найти способ вылезти. В конечном итоге они находили решение. Григор Клиган, рыцарь огромного роста, известный как Скачущая Гора, следует этому подходу, когда предлагает так отбирать разведчиков: «Человек, который ничего не видит, не умеет пользоваться глазами. Такие глаза нужно вырвать и отдать другому разведчику; пусть знает, что вы считаете, что четыре глаза видят лучше, чем два». На службе Ланнистерам он не раз применяет метод прямого перебора. Его лошадь плохо себя ведет? Обезглавьте ее и приведите другую. Этот исчерпывающий подход лишен гибкости, но эффективен для решения простых задач.

Метод скалолаза

Еще один способ достижения целевого состояния заключается в том, чтобы выработать примерное решение, а затем попытаться усовершенствовать его по частям. Окончательное, оптимальное решение достигается тогда, когда дальнейшие улучшения невозможны. Такой подход называется методом скалолаза. Решатель проблемы действует подобно альпинисту, который пытается взобраться как можно выше и с каждой следующей вершины видит еще более высокую, на которую затем поднимается. Маргери Тирелл использует этот метод, чтобы добиться наивысшего положения, очаровывая на пути к Железному трону молодых Баратеонов одного за другим. Здесь метод скалолаза можно назвать «перепрыгивание из постели в постель», что в результате сказывается на репутации Маргери. В конечном счете Серсея мстит «этой самодовольной шлюхе из Хайгардена», отдав ее в руки Святого воинства. Это показывает, что использование одного метода для решения всех проблем срабатывает до определенного момента, но становится неэффективным, если враги сумеют предсказать ваши действия.

Обратный метод

Бывают примеры решенных проблем, и, чтобы разобраться с аналогичными проблемами, решатель должен определить, какие операторы и каким образом применялись. Этот подход называется обратным методом; он используется в пособиях по математике как действенный способ обучить решению сложных задач. Так, оказавшиеся у власти в Вестеросе должны применять обратный метод, взяв за образец достойных правителей, чтобы проникнуться духом благородства и справедливости во благо королевства. Нед Старк, к несчастью своему и своего семейства, не справляется с обратным методом решения проблем. Хотя среди великих домов его уважают как героя-воина, он не мог распознать предательства и заговоров, опутавших Королевскую Гавань. Нед не понимает, что здесь не действуют принципы чести и уважения, как в Винтерфелле. Другими словами, стать десницей короля недостаточно, чтобы заслужить лояльность остальных членов Совета. Хитрость и безжалостность — вот способ обрести их уважение, однако Нед не может адаптироваться, прежде чем приступить к расследованию смерти Джона Аррена. Из-за чего в итоге лишается головы.

ДЕВЯНОСТО ДЕВЯТЬ ПРОБЛЕМ, НО СТАННИС НЕ МОЖЕТ РЕШИТЬ НИ ОДНОЙ

Блестящие решатели проблем обладают почти нечеловеческой способностью воспринимать любые изменения компонентов проблемы, определять их приоритетность и, наконец, вырабатывать успешное решение. Это называется представлением проблемы и требует понимания не только исходного и целевого положения, но и видения, каким маршрутом двигаться от первого ко второму. Станнис Баратеон осознает свое исходное положение (не у власти) и желаемое целевое положение (стать королем). Увы, он видит пространство проблемы упрощенным по сравнению с реальной ситуацией, что приводит к плохому представлению проблемы. Отчасти это связано с влиянием Мелисандры, в подаче которой промежуточные задачи выглядят более простыми, чем они являются на самом деле.                                  
                                                                                     
Как следствие, Станнис прибегает к простым решениям: в одном случае совершить эзотерический ритуал, в другом — войти в союз с самыми ярыми врагами короны. Подобных шагов недостаточно для решения большой и комплексной проблемы: никто не считает его законным претендентом на престол, его войско не испытано в бою против равных сил, а Красная женщина явно использует его, чтобы достичь собственной цели. Но он продолжает придерживаться прежней стратегии и в результате полностью проигрывает Рамси Болтону. Так происходит потому, что Станнис не в состоянии правильно представить проблему.                           

Сделать из разума оружие: анализ целей и средств

Простые решения, подобные обсуждаемым, не всегда оказываются оптимальными. Лучший решатель проблем не придерживается какого-то одного метода, а исследует проблемное пространство, определяет доступные операторы и использует их с максимальной пользой. Такой подход называется анализом целей и средств. Его применение требует прояснить различия между текущим и целевым положением и использовать операторы, связанные с данными различиями. Шахматисты высокого класса загоняют противника и ставят мат с помощью этого метода. Вероятно, лучше всех в «Игре престолов» им владеет Тирион Ланнистер, раз за разом выходя живым из ситуаций, где все шансы против него. Он пользуется методом скалолаза, чтобы освободиться из плена леди Лизы Аррен, он применяет полный перебор, чтобы вычислить, кто из Малого совета шпионит за ним по приказу Серсеи, он с помощью обратного метода проявляет себя как достойный десница короля, он не связывает себя общей конкретной стратегией, а выбирает лучшие средства для достижения промежуточных целей на пути к самой серьезной — обеспечить себе личную безопасность и добиться влияния.

Оценка результатов

Человек либо решает проблему, либо терпит неудачу. Если происходит сбой, решатель может попробовать другое решение (при условии, что остается в живых). Однако даже в случае успеха решатель должен понимать, какая составляющая часть решения сработала и почему. Оказался ли я достаточно умен, чтобы найти решение? Помогли ли мне? Мне просто повезло? Изучение ответов на эти вопросы помогает человеку стать экспертом в решении проблем.

Построение и изменение схем

Успешные решатели проблем применяют исполнительный контроль, чтобы обдумать результаты. Размышления помогают осознать проблему в рамках более крупных концептуальных структур, называемых схемами. Схемы — мысленные представления, классифицирующие и упорядочивающие информацию с целью прогнозирования будущих действий. Например, схема молотка включает его внешний вид, способ использования, место, где он обычно находится, и его связь с другими инструментами. Если решение оказалось неудачным, в схеме следует учесть полученную информацию, чтобы решатель мог более широко исследовать пространство проблемы для разработки нового плана. При благополучном исходе обновленная схема может быть распространена на другие проблемы. Таким образом, оценка результатов превращает плохо идентифицированную проблему в хорошо идентифицированную.

Успешное обучение начинается с практических задач, сложность которых возрастает по мере роста возможностей обучаемого. Если задачи слишком легкие и успехов слишком много, человеку может показаться, что он все знает, хотя его понимание пока неполно. Если задачи слишком сложные, обучаемый просто не сможет их решить. Способность Арьи Старк правильно оценивать свои достижения приобретает критическую важность для ее выживания. Например, Арья учится владеть деревянным мечом, прежде чем взяться за настоящий клинок. Кроме того, ее практические уроки разнообразятся за счет, казалось бы, не связанных с фехтованием занятий — например, поймать кошку или балансировать на одной ноге. Практика должна также включать обратную связь, четко определяющую как область мастерства, так и пробелы в знаниях и умениях. Когда Арья ошибается, учитель фехтования указывает на ошибку и дает возможность оттачивать навыки по мере совершенствования ее мысленного и физического контроля. Когда она строит свою схему, учитель переходит к косвенной помощи и позволяет планировать самостоятельное решение новых задач (не исключая неудачу), а сама Арья замечает, что «каж дая неудача — это урок и каждый урок делает тебя лучше».

Положительный перенос

Один из способов использования информации, полученной из предыдущего опыта решения проблем, включает в себя положительный перенос, то есть размышления о том, какая информация подходит к случаю, и результативное применение уже опробованных решений к аналогичным новым проблемам560. Это сходство не всегда лежит на поверхности. Наилучшие решатели проблем распознают более глубокие структурные аналогии. Из загроможденного пространства проблем Арья выхватывает истинную сущность философии Танца воды, используя такие элементы, как баланс, сила, скрытность и скорость, чтобы принять множество личин и подобраться ближе к своим врагам. Таким образом, эффективные решатели проблем должны обдумывать результаты различных ситуаций, чтобы мысленно представить структурное сходство, объединяющее независимые при этом схемы.

Отрицательный перенос

Успех без должной оценки может привести в новых ситуациях к нерезультативному планированию вследствие процесса, называемого отрицательным переносом. Если схема плохо разработана, человек пребывает в иллюзии относительно своей компетентности и не способен выявить пробелы в знаниях. Например, юной Дейнерис не приходилось оценивать степень преданности своих слуг в Драконьем Камне, для нее это были операторы в пространстве проблемы. Когда кхал Дрого ранен, Дейнерис переносит неполное знание на ситуацию и уговаривает кхала разрешить Мирри Маз Дуур лечить его рану. Пробел в знаниях Дейнерис выявляется лишь тогда, когда уже слишком поздно оценивать результаты и формировать новый план. К несчастью, отрицательный перенос приводит к смерти Дрого.

Умозрительные модели

Еще одним следствием способности к оценке является создание новых умозрительных моделей, комбинаций стратегий для решения конкретных классов проблем. Они могут развиваться, когда неудача заставляет решателя придумывать новое решение или когда новая ситуация требует решения нового типа. Тот, кто не может создать новую умозрительную модель, подвергается потенциальной опасности, поскольку неспособен адаптироваться к новым ситуациям. Дейнерис переносит опыт, полученный в результате смерти Дрого, и обретает скептицизм в отношении посторонних людей и бывших доверенных советников вроде Джораха Мормонта. Она также обновляет свои схемы, принимает новый подход к планированию, реструктурирует пространства проблем и применяет различные операторы к новым проблемам. В отличие от других правителей Эссоса, она разрешает Безупречным свободно присоединиться к ней, тем самым завоевав преданность бывших рабов. Дейнерис побеждает, потому что не становится жертвой фиксированных умозрительных моделей.

Жизнь полна возможностей

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте