Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Шесть советов, которые помогут стать смелым

Манфред Кетс де Врис
Фото: Brendon Thorne/Getty Images

Один из моих бывших студентов, генеральный директор крупной диверсифицированной промышленной компании, недавно прислал мне электронное письмо. В нем он рассказал, что, по его мнению, «пандемия — это самое подходящее время, чтобы показать людям, что руководство компании действительно заботится о них».

Вот почему, по его словам, несмотря на серьезные финансовые последствия и несогласие некоторых основных акционеров, он принял решение никого не увольнять и попросил руководителей высшего звена согласиться на понижение зарплат в обмен на акции, которые компания впоследствии выкупит по цене выпуска. Кроме того, он предоставил кредит всем своим поставщикам, которые оказались в затруднительном положении, и с помощью своей команды топ-менеджеров организовал воздушную перевозку средств индивидуальной защиты для больниц, расположенных рядом с основными производственными территориями. Он очень гордился тем, что значительную сумму средств для этой цели команда при поддержке других сотрудников компании успешно собрала всего за несколько дней.

Он признал, что в начале кризиса был «настроен на совершенно иной путь», но ему удалось «набраться смелости, чтобы поступить правильно». Письмо заканчивается словами: «Мои сотрудники ответили на эти действия признательностью».

Я был тронут этим посланием от довольно скромного и встревоженного гендиректора. Он проявил достаточно смелости, чтобы предпринять действия, с которыми не согласились некоторые его акционеры. Очевидно, он тщательно продумал, как поступить в данных обстоятельствах, и действовал в соответствии со своими выводами, не взирая на противодействия и трудности.

Но что же придало ему смелости? Был ли он всегда смелым или научился быть таким? На этот вопрос нелегко ответить, потому что смелость (и личность в целом) есть продукт, создаваемый как природой, так и воспитанием; как индивидуальностью, так и обществом; как человеком, так и ситуацией.

От природы к воспитанию

Природа, безусловно, играет роль в определении того, у кого есть смелость, а у кого нет. Исследования в области нейробиологии показывают, что некоторых людей характеризует склонность к острым ощущениям или поведению личности «типа Т». Области мозга, которые отвечают за принятие решений и самоконтроль, у людей, ищущих острых ощущений, несколько отличаются от структуры мозга людей, избегающих рисков.

У людей «типа T» может быть меньше дофаминовых рецепторов, которые регистрируют ощущения удовольствия и удовлетворения, и поэтому таким людям для хорошего самочувствия может требоваться более высокий уровень стимуляции и активности эндорфина. Также у них более высокий уровень тестостерона, гормона, который, по-видимому, коррелирует с раскрепощенным поведением, что тоже может привести к большему риску в жизни. Предрасположенная к риску нейрологическая архитектура в сочетании с сильным набором ценностных установок, определяющих что правильно, а что нет, может повысить вероятность того, что личности «типа T» будут действовать отважно.

Но даже если некоторые люди могут быть генетически более предрасположены к риску, чем другие, это не означает, что они обязательно проявят больше смелости. Вместе со Стэнли Рахманом, автором классической книги Fear and Courage на эту тему, я считаю, что небиологические факторы — в частности, психологический облик, ценности и убеждения человека, а также примеры для подражания в раннем возрасте — могут заставить нас рисковать своей безопасностью в интересах защиты других людей. Химический состав вашего мозга, возможно, делает вас в большей степени готовым к прыжку с веревкой по сравнению с моим дедушкой, но смогли бы вы, как он, предоставить убежище еврейским беженцам в оккупированной немцами Голландии во время Второй мировой войны?

От человека к контексту

Существует множество исследований, связывающих способность действовать смело (или каким-либо иным образом) с измеримыми — и контролируемыми — личностными качествами. Начнем с того, что у нас есть некий уровень того, что Альберт Бандура назвал самоэффективностью. Самоэффективность — это наша уверенность в собственной способности противостоять стоящим перед нами вызовам. Когда придет время для смелых действий, вера в то, что «мы можем сделать это», будет иметь важное значение. Важна также наша самооценка, более знакомый и, по крайней мере, частично изученный психологический фактор, который, как и уровень тревожности, может повлиять на нашу оценку собственной способности успешно выполнять сложные и рискованные задачи. Степень открытости опыту, одному из пяти аспектов теории личностных качеств «Большой пятерки», также может быть определяющим фактором. Люди, обладающие этим качеством, с большей вероятностью будут активно действовать во время кризиса. Все эти характеристики могут быть развиты и сформированы как личной практикой, так и благодаря внешней помощи. Например, низкую самооценку и тревожность можно преодолеть с помощью терапии, и очень многое можно сделать для развития открытости опыту.

Конечно, среда и контекст, в котором вы работаете, также будут иметь значение. Как и в биологии, работать с окружающей средой труднее. Вам будет легче действовать, если то, что вы делаете, отражает общие нормативные представления о том, что мы считаем правильным или неправильным. Это, безусловно, случай моего деда. Захватчиков в Голландии не приветствовали, и вполне вероятно, что укрытие еврейских беженцев было бы расценено социальной группой моего деда как достойный восхищения акт неповиновения. Сомневаюсь, что он получил бы социальную поддержку в случае, если бы пытался спасти немца от нападения толпы жаждущих мести голландцев. Это свидетельствует о том, что в одних ситуациях мы легко можем проявить смелость, а в других нет. Слишком часто в ситуациях, когда набраться смелости трудно, мы поддаемся страху, давлению со стороны участников своего круга, коллективному мышлению или подчинению авторитетам.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте