Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Уйти красиво

Роберт Саттон

Некоторые генеральные директора, давно занимающие свой пост, наверняка почувствовали определенное беспокойство, когда телеэфир заполонили репортажи о по­следних событиях в арабском мире. Даже если у руководителей компаний нет ничего общего с Хосни Мубараком или Муаммаром Каддафи, даже если они образец компетентности и доброжелательности, внезапность, с которой судьба поворачивается спиной к своему недавнему баловню, облеченному властью, не может не ужасать.

Не исключено, что топ-менеджеры задумались над пугающей тенденцией, обусловленной самой человеческой природой и проявившейся в поведении упомянутых диктаторов: когда ситуация абсолютно однозначна, они отказываются верить в очевидное, начинают обманывать себя, впадают в гнев, идут на всевозможные ухищрения.

Это говорит о том, что, когда вас топчут, чрезвычайно сложно вести себя разумно — то есть поняв, что конец неизбежен, заботиться о сохранении репутации. Поведение руководителей в последние месяцы и недели пребывания у власти в большой степени определяет, какая о них останется память.

Более того, как следует из работы нобелевского лауреата Дэниела Канемана, поведение в это время имеет решающее значение. Канеман установил, что человеческая память сохраняет критические, «пиковые» моменты жизни (как хорошие, так и плохие), а также развязки критических ситуаций. Это правило — назовем его условно «пик-развязка» — должны усвоить руководители компаний, по той или иной причине покидающие свой пост. Поскольку пиковые моменты карьеры им уже не изменить (что было, то было), остается только одно: чтобы суд истории был к ним благосклонен, необходимо произвести благоприятное впечатление самим уходом.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте