Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Папа Франциск о пятнадцати главных недугах современного лидерства

Гэри Хэмел

Папа Франциск не скрывает, что намерен радикально реформировать административные структуры католической церкви, которые он считает далекими от жизни, неоправданно могущественными и бюрократически зашоренными. Он понимает, что в нашем стремительном мире самовлюбленные и закрытые от внешнего мира лидеры создают серьезные проблемы для любой организации.

Накануне прошедшего Рождества Папа обратился к руководителям Римской курии — кардиналам и другим церковным иерархам, в чьи задачи входит управление запутанной сетью административных органов церкви. Папа не ходил вокруг да около, а сказал своим коллегам прямо: современные лидеры подвержены целому ряду недостатков, мешающих их работе — например, гордыне, нетерпимости, близорукости и мелочности. Когда эти недуги не лечатся, они ослабляют всю организацию. Чтобы сохранить нравственное здоровье церкви, нам нужны здоровые руководители.

За свою многолетнюю практику я десятки раз слышал, как эксперты в сфере менеджмента перечисляли качества великих лидеров. Однако откровенный разговор о недугах руководства ведется нечасто. Оказалось, что у Папы Римского больше решимости начать эту непростую дискуссию. Он понимает, что у всех у нас есть свои склонности и привычки — многие из которых не делают нам чести. Но с лидеров больше спрос, поскольку их статус обуславливает гораздо более широкое распространение их недугов.

Католическая церковь — бюрократическая машина, иерархическая структура, населенная добрыми, но несовершенными душами. В этом смысле она не очень отличается от вашей организации. Вот почему советы Папы полезны для любых руководителей.

Памятуя об этом, я провел несколько часов, переводя обращение Папы на язык менеджмента. (Не знаю, не существует ли какого-либо запрета на парафраз заявлений Папы, но, не будучи католиком, я все же рискну.)

Итак, вот что (примерно) сказал Папа.

Читайте материал по теме: Феномен Франциска

Чтобы полностью исполнять свое предназначение, менеджерский коллектив призван постоянно самосовершенствоваться и расти в деле взаимопонимания и мудрости. И в то же время, как любая группа людей или любое человеческое тело, он подвержен болезням, сбоям, слабостям. Я бы хотел упомянуть некоторые «лидерские недуги». Это болезни и искушения, которые могут серьезно ослабить эффективность любой организации.

1. Представление о себе как о бессмертном, безгрешном и незаменимом человеке, ведущее к потере бдительности по отношению к собственным недостаткам. Если команда не способна к самокритике, не ищет обновления и укрепления, она серьезно больна. Для того чтобы увидеть целые списки людей, которые почитали себя за бессмертных, безгрешных и незаменимых, достаточно просто сходить на кладбище! Это недуг тех, кто возомнил себя Господом и Учителем, кто ставит себя выше других, не желая служить ближнему. Это патология власти, в корне которой лежит мания величия и нарциссизм, когда субъект страстно увлечен самим собой и не замечает никого вокруг, а особенно самых слабых и нуждающихся. Средство от этого недуга — смирение, когда человек говорит от всего сердца: «Я лишь служу другим. Я только выполняю свой долг».

2. Еще одна болезнь — чрезмерная занятость. Эти руководители с головой погружаются в работу и не хотят остановиться ни на минуту. Пренебрежение столь необходимым отдыхом ведет к стрессу и перевозбуждению. Заслуженный покой после плодотворного труда просто необходим! К нему нужно относиться крайне серьезно: каждому нужно время с близкими, выходные и праздники для «подзарядки».

3. Интеллектуальное и душевное «очерствение». Речь идет о лидерах с каменным сердцем, «жестоковыйных», если выражаться библейским языком. О тех, кто с течением времени потерял душевное тепло, бодрость духа и дерзновение и погреб себя под ворохом бумаг. Это настоящие бюрократы, в них нет сострадания. Как опасно потерять человечность, которая позволяет нам плакать с плачущими и радоваться с радующимися! Время идет, и наши сердца все черствеют и утрачивают способность любить окружающих. Быть гуманным лидером значит проявлять смирение, альтруизм, отрешенность от земных благ и щедрость.

4. Болезнь чрезмерного планирования и «функциональности». Когда лидер планирует все до последней детали и верит, что при совершенном замысле все обязательно пойдет как надо, он превращается в бездарного бухгалтера или офис-менеджера. Да, мы должны хорошо готовиться, но никогда не следует поддаваться искушению избавиться от любых намеков на спонтанность и интуицию. Жизнь всегда богаче любого человеческого плана. Мы легко становимся жертвами этого недуга, поскольку нам просто и удобно ходить всегда одними и теми же предсказуемыми путями.

Читайте материал по теме: Десмонд Туту

5. Болезнь несогласованности усилий. Как только руководители теряют «чувство локтя», все тело утрачивает гармонию в работе и естественное равновесие. Такой оркестр способен производить лишь шум; его члены не взаимодействуют гармонично и утрачивают дух товарищества и сотрудничества. Когда нога говорит руке: «Ты мне не нужна», а рука кричит голове: «Я тут главная!», получается лишь хаос и междоусобица.

6. Также встречается своеобразный лидерский «Альцгеймер». Эта проблема заключается в потере памяти — о тех, кто растил, наставлял и поддерживал нас на наших путях. Мы видим ее в руководителях, которые больше не помнят о своих встречах с великими лидерами, вдохновившими их на подвиги. В тех, кто полностью увяз в текущем моменте, в своих страстях, желаниях и увлечениях. В тех, кто построил вокруг себя стену из правил, кто все более и более становится рабом идолов собственного изготовления.

7. Болезнь соперничества и тщеславия. Когда целью жизни для нас становится нечто внешнее, наши особые привилегии, наши звания, мы забываем свою главную обязанность как лидеров — «не делать ничего из своекорыстия и тщеславия, но смиренно считать другого выше себя» (цитата из послания ап. Павла к Филиппийцам). Как руководители мы должны заботиться не только о себе, но и об интересах ближних.

8. Болезнь экзистенциальной шизофрении. Это недуг тех, кто ведет двойную жизнь, плод лицемерия, свойственного мелким душам, а также всевозрастающей душевной пустоты, которую не может заполнить никакое [достижение или] титул. Эта зараза часто поражает тех, кто больше не общается с клиентами и «простыми» сотрудниками, ограничил свою деятельность бюрократическими обязанностями, а значит, потерял контакт с реальностью, с конкретными людьми.

9. Сплетни, ворчливость, злословие «за глаза». Это тяжелая болезнь, которая начинается с малого, может быть, с желания «поддержать разговор», и постепенно завладевает всем человеком. Такой лидер сеет семена раздора, а во многих случаях и хладнокровно убивает доброе имя своих коллег. Это недуг трусов, которым не хватает мужества, чтобы решать проблемы с ближними лицом к лицу, поэтому они обсуждают их у людей за спиной. Станем остерегаться терроризирующих сплетен!

Читайте материал по теме: Алексей Уминский

10. Преклонение перед начальством. Это недуг тех, кто заискивает перед высшими по званию в надежде снискать их благоволение. Такие люди — жертвы карьеризма и оппортунизма, они угождают конкретным личностям, [а не стремятся исполнить миссию организации]. Они всегда думают лишь о получении выгоды и никогда — об отдаче самих себя. Это люди невыского полета, они несчастны, и все их побуждения эгоистичны. Пасть жертвой этого недуга могут и начальники, когда они страстно желают снискать лояльность, покорность и психологическую зависимость со стороны своих подчиненных, в конце концов пожиная нездоровое соглашательство.

11. Равнодушие к ближнему. Это когда лидер думает только о себе, теряя при этом открытость и теплоту [подлинных] человеческих отношений. Это может проявляться по разному. Например, самый «подкованный» сотрудник не ставит свои знания на службу менее осведомленных коллег. Узнав что-то новое, вы держите это при себе, а не делитесь информацией на благо остальных. Вместо того чтобы помочь и воодушевить, вы завистливо и коварно радуетесь падению других.

12. Болезнь «угрюмого лица». Это заболевание мы видим у тех удрученных и суровых личностей, которые думают, что, занимаясь серьезным делом, нужно обязательно надевать маску меланхолии и строгости и обращаться с другими (особенно с теми, кого они считают ниже себя) яро, резко и заносчиво. В реальности суровый и сухой пессимизм часто является симптомом страха и неуверенности в себе. Лидер должен стараться всегда быть вежливым, спокойным, радостным и полным энтузиазма, ему следует сеять радость повсюду, где он появляется. Веселое сердце заражает радостью: его невозможно скрыть! Поэтому руководителю не пристало терять счастливого духа, чувства юмора, даже по отношению к самому себе, которое обеспечит ему расположение людей даже в трудных ситуациях. Хорошая доза здорового смеха способна творить чудеса!

Читайте материал по теме: Отец Георгий Кочетков

13. Болезнь скопидомства. Она случается с человеком тогда, когда он старается заполнить пустоту своей жизни материальными благами, не из нужды, а чтобы почувствовать себя в безопасности. Однако всем известно, что, покидая эту жизнь, мы ничего не унесем с собой. Как говорится, «у савана нет карманов», и никаким сокровищам никогда не заполнить пустоту нашего сердца, наоборот, они лишь сделают его еще более ненасытным. Богатство лишь отягощает нас, неизбежно замедляя наш путь к цели.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте