Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что делать руководителю в условиях кризиса

Джон Балдони

В жизни всегда случается какой-нибудь коллапс, и вот тогда-то мэры крупных городов в разных странах показывают свое истинное лицо: иногда такие «большие люди» делают что-то хорошее, но чаще они совершают неблаговидные поступки. Как однажды заявил бывший спикер Палаты представителей Тип О’Нил, «если политика — это решения, которые принимаются на местах», то вы, вероятно, сразу подумали, что первый же намек на снегопад, озвученный в прогнозе погоды, сподвигнет градоначальников на зимнее время перенести свой кабинет туда, где раздают лопаты и снегоочистители.

Бывший мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг, переизбиравшийся три раза подряд благодаря своему организаторскому таланту, который отмечают все, кто с ним работал. Но даже он подвергался в свое время критике из-за плохой организации уборки снега в Нью-Йорке (речь идет о 2011 — 2012 гг.). Большинство жалоб пришло от жителей так называемых четырех районов-аутсайдеров, в общем, от людей, живущих не на Манхэттене.

В то же время популярность Кори Букера, бывшего мэра Ньюарка, штат Нью-Джерси, занимавшего кресло градоначальника по ту сторону Гудзона, набрала обороты как раз потому, что он своевременно реагировал на снегопады, хотя по другим вопросам к нему до сих пор имеются претензии. Не ограничиваясь только распоряжениями по уборке снега, он сам с лопатой в руках помогал извлекать из-под сугробов машины, чистить тротуары и даже как-то раз доставил подгузники мамаше, которая не могла выйти из дома. Он также сделал пост, где предупредил о начале снегопада своих подписчиков в твиттере, а таких, пожалуй, наберется более миллиона.

Нам нравится видеть выбранных нами чиновников в действии. Разница между подходом Блумберга и Букера может послужить уроком каждому человеку, наделенному властью. Вот несколько советов на случай, если и в вашей жизни случится буря, которая может нарушить ваши планы и испортить вам репутацию хорошего босса.

Читайте материал по теме: За что мы любим наших строгих учителей

Остановитесь на минуту и спокойно обдумайте ситуацию. Один мой знакомый начальник однажды столкнулся с серьезным испытанием на работе. Ему поручили возглавить проект, и, по его словам, на первой же встрече все вдруг начали говорить одновременно. Разговоры на повышенных тонах едва ли могли перейти в конструктивное обсуждение, поэтому он делегировал свои полномочия подчиненному, а затем организовал еще одну встречу спустя час. Благодаря этому он смог навести порядок в ситуации полного хаоса.

Действуйте быстро, но не суетитесь. Лидер должен задавать направление деятельности и реагировать на ситуацию своевременно. Тем не менее чрезмерная поспешность заставляет нервничать других людей. Вы можете действовать не только с необходимой скоростью, но и с должной осмотрительностью. Или, как рекомендовал легендарный коуч Джон Вуден, «действуйте быстро, но не торопитесь».

Управляйте ожиданиями других людей. Когда случается какая-то неприятность, все обычно хотят покончить с ней здесь и сейчас. Однако редко, когда сразу же можно найти быстрое и правильное решение. Как правило, отвечать за все предстоит большому боссу: и за сам кризис, и за его масштабность. Вы не хотите сеять в людях тревогу, но не стоит бояться говорить об истинных размерах проблемы. Обратите внимание на Уинстона Черчилля. Он, например, мастерски мог подвести итог и суммировать стоящие перед ним проблемы, а также своевременно и точно на них отреагировать. Его знаменитая фраза, произнесенная в 1940 году при вступлении в должность, звучала так: «Вы спрашиваете, в чем наша цель? Я могу ответить одним словом. Это победа, победа любой ценой. Победа, несмотря на весь террор. Победа, каким бы долгим и трудным ни был бы путь к ней, ведь без победы мы просто не выживем».

Читайте материал по теме: Лучший совет по лидерству, который я когда-либо получал в своей жизни

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте