Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как пробудить энтузиазм в своей компании

Джим Уайтхерст

Лидеры приходят к пониманию, что великая компания становится по-настоящему великой, если она ставит перед собой высокую цель, а не только подсчитывает прибыль. Самые яркие таланты приходят туда, где есть четкая миссия. Но обозначить цель — этого еще явно не достаточно. Это лишь первый шаг, необходимое условие, чтобы войти в большую игру. Что выделяет организацию и привлекает в нее людей — так это страсть. Каждый хочет не просто делать что-то, но делать это со страстью и воодушевлением и находиться среди тех, кто охвачен таким же мощным энтузиазмом.

К сожалению, на сегодняшний день нет ни одной стройной теории, которая объясняла бы, как вдохнуть в сотрудников энтузиазм, как его точно измерять и как направлять на нужное вам дело. Этот вопрос всецело подпадает под сомнительную категорию «освоишь на практике».

В моих глазах человек со страстью — тот, которому важно, что и как его компания делает, который интересуется стратегией и тактикой, с головой вовлеченный в работу, любознательный, постоянно задающий вопросы и о том, что делает его организация в целом, и о том, какова его собственная роль на пути к всеобщему успеху. Причем все это он делает не по приказу сверху, а по собственному желанию. Он ищет награды в самой своей работе, а не в тех льготах и финансовых стимулах, которыми поощряли (зачастую без всякой пользы) сотрудников в прошлом.

Читайте материал по теме: Перестаньте беспокоиться о собственной значимости

Например, у нас в Red Hat, президентом и гендиректором которой являюсь я, есть по меньшей мере три сотрудника, столь увлеченных миссией нашей компании — преобразить мир с помощью открытого кода, — что они сделали себе татуировку в виде человечка в красной шляпе с логотипа Red Hat. Многие ли компании могут похвастаться такой преданностью? Подобный уровень лояльности и осознания миссии ни один экономист со всеми своими графиками не предскажет.

Помимо того что нет никаких внятных теорий, которые могли бы объяснить те же «татуировки человека в красной шляпе», есть и еще одна проблема: многие руководители, с которыми мне довелось пообщаться, путают вовлеченность с боевым духом, удовлетворенностью от своего положения и даже с чувством счастья. Но нет, вовлеченность не имеет ничего общего со счастьем, и кто-то из счастливых людей увлечен своей работой, а кто-то — чем-то другим.

Когда я был операционным директором авиакомпании Delta Air Lines, меня однажды спросили: «Как вы воздействуете на боевой дух своих сотрудников?» — «Никак», — ответил я. Боевой дух зависит от множества факторов. Если люди верят в свое дело и любят его со страстью, если у них есть все необходимые для этой работы инструменты и они увлечены поставленной задачей, то, скорее всего, нет никакой особой необходимости специально «поднимать боевой дух». И если наблюдается упадок этого самого морального духа, то нужно сосредоточиться на миссии, обеспечить людей всеми нужными инструментами и способствовать их вовлеченности. А если напрямую поднимать боевой дух персонала или же добиваться, чтобы абсолютно все были счастливы — значит пытаться вылечить симптомы, а не устранить причину.

Мы в Red Hat убедились, что люди приходят к нам и вкладывают свое драгоценное время именно в эту работу, потому что им хочется изменить мир к лучшему. И вот пять способов вдохнуть в коллектив страсть:

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте