Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Медитация улучшит вашу стратегию

Джастин Тэлбот-Цорн , Фрида Эджетт

В течение двух последних десятилетий медитация стала повседневной практикой в крупных корпорациях и государственных учреждениях, в том числе в Google, Apple, Aetna, Пентагоне и Конгрессе США. Она, если можно так выразиться, спустилась с высот Гималаев и покинула пределы японских буддийских монастырей.

Современные руководители все чаще применяют медитацию, отмечая ее положительные эффекты. Эмпирические данные подтверждают, что она снижает уровень стресса и нормализует давление, а также помогает управлять эмоциями. Осознанная медитация, то есть практика, основанная на текущем моменте, все чаще используется управленцами для более четкой расстановки целей. Дэниел Гоулман и Билл Джордж многократно описывали ее суть: человек внимательнее слушает окружающих и руководствуется в своих действиях разумом, а не капризами или привычками.

В наше время, когда частные и государственные организации все чаще критикуют за краткосрочное видение, отсутствие глубины, за быстрые, необдуманные реакции на сиюминутные раздражители, не пора ли нам задать вот какой вопрос: «Поможет ли осознанность всем нам — не только бизнес-лидерам, но и компаниям в целом — быть более последовательными в своих действиях?». Или с практической точки зрения: могут ли руководители интегрировать практики осознанности в процесс стратегического планирования?

Семьдесят лет назад Виктор Франкл, австрийский психиатр и выживший узник Освенцима, пролил свет на этот вопрос. «Между стимулом и реакцией существует определенный зазор, — писал он в 1946 году. — Именно в этом небольшом пространстве у нас есть возможность выбирать свой ответ, то, как мы поступим. От этого ответа зависит наша свобода и наше величие». Так начиналось ставшее классическим учение логотерапии.

Осознанность — практика контроля дыхания и наблюдения за мыслями и ощущениями — по сути и есть способ «выгородить» себе такое пространство. В ходе этого упражнения человек осознает, каким образом различные внешние и внутренние стимулы провоцируют автоматические, немедленные, непродуманные ответы, реакции и даже действия. Тимоти Уилсон из Виргинского университета доказывает, что мозг человека не в состоянии справиться с ежесекундно поступающими в него 11 миллионами битов информации. Эффективности ради мы принимаем новые решения, опираясь на «старые добрые» схемы, на наши воспоминания и ассоциации. Практика осознанности помогает человеку понять, как разум реагирует на мысли, чувства и информацию, разглядеть то, что стоит за привычными сюжетами и паттернами, которыми неосознанно управляется его поведение. Так появится пространство, в котором человек сам выбирает свои слова и поступки.

Это пространство нужно не только отдельному человеку, но и организации в целом.

Ричард Румельт, специалист по стратегическому планированию, в книге «Хорошая стратегия, плохая стратегия» пишет: «Один из ключевых элементов хорошей стратегии — способность выйти из внутреннего нарратива, сменить точку зрения. Вдохновенно переформатировав трудную ситуацию, мы создаем совершенно новые схемы завоевания конкурентного преимущества и решения сложных проблем. Из таких меняющих ход игры прозрений и рождается самая мощная стратегия».

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте