Корпоративный опыт
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

«Акционеры-активисты — это не всегда плохо»

Стивен Давидофф Соломон , Фрэнк Партной
Иллюстрация: BENJAMIN HARTE/GETTY IMAGES

Было время, когда мы были акционерами-активистами. Два года мы вели кампанию, направленную на изменения в крупнейшей землевладельческой фирме из Калифорнии Tejon Ranch. Ее акции торгуются на бирже и мы заработали на них 13% (неплохо по меркам отрасли), но при этом мало что смогли изменить в компании. Почти год назад мы описали свои приключения в журнале The Atlantic. Но чем больше мы думали об опыте взаимодействия с менеджментом Tejon Ranch, тем больше понимали, что хотели бы поделиться извлеченными из этой истории уроками с корпоративными лидерами, которые могут столкнуться с акционерами-активистами.

Мы по-прежнему считаем, что руководители Tejon Ranch допустили несколько ошибок, как, впрочем, и мы, но наша величайшая коллективная ошибка в том, что мы думали об угрозах, а не о возможностях. Как и многие менеджеры сегодня, руководители Tejon Ranch реагировали на действия акционеров, рассматривая их с оборонительных позиций. Мы же, как типичные активисты, чувствовали себя загнанными в угол и шли в наступление. С ростом напряженности шансы на позитивную совместную работу и создание ценности на благо всех акционеров стремительно таяли. Наши активные действия оказались игрой в одни ворота: там, где выигрывали активисты, проигрывала компания, и наоборот. Потенциальная возможность настоящего альянса улетучивалась, и мы ввязались в бой.

Мы довольно много писали об акционерах-активистах. Один из нас стал соавтором исследования для журнала Journal of Finance, которое продемонстрировало, что в среднем активисты добавляют ценность компаниям. Опираясь на эмпирические данные, личный опыт и наблюдения, мы считаем, что менеджменту следует смотреть на акционеров-активистов не как на назойливых чужаков, а как на источник потенциальной ценности, хотя и несущий определенный риск и затраты. После размышлений и множества бесед с менеджерами, сотрудниками и акционерами о нашей кампании мы хотим поделиться своими соображениями.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте