Корпоративный опыт
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как бизнес-школы влияют на будущие решения руководителей

Зи Вук Юнг , Тайкзин Шин
Иллюстрация: ANDY ROBERTS/GETTY IMAGES

Главная цель большинства бизнес-школ — научить будущих руководителей руководить. Насколько хорошо они справляются с этой задачей и в какой степени обучение влияет на умение руководить — вопрос открытый. Действительно ли обучение в бизнес-школе отразится на мышлении и поведении выпускников, когда они займут руководящие должности в крупных корпорациях и финансовых учреждениях?

Изучая этот вопрос, мы проанализировали решения руководителей о диверсификации за последние три десятилетия. Поскольку бизнес-школы радикально изменили свои взгляды на диверсификацию за этот период, мы смогли увидеть, как менялось мнение студентов о диверсификации в зависимости от образования.

Вплоть до 1960-х годов специалисты считали диверсификацию удачной стратегией. Кеннет Эндрюс, популяризировавший концепцию бизнес-стратегии в Гарвардской школе бизнеса, был одним из них. В 1951 году он писал в HBR: «Диверсификация в американском корпоративном бизнесе была осуществлена в надежде на достижение большей стабильности в организации и заработке, большей эффективности в использовании ресурсов компании и большей экономии в маркетинговых операциях, а также большей отдачи от использования неожиданных возможностей и особых экономических условий».

Позже мнение о диверсификации изменилось: от скептического в 1970-е годы и до откровенно критического в 1980-е. Это отражало масштабный сдвиг в бизнес-образовании, описанный Ракешем Хураной в книге  From Higher Aims to Hired Hands, когда экономика финансов стала доминирующей дисциплиной в бизнес-школах 1970-х годов. В частности, теория агентских отношений (подробнее см. здесь — прим. ред.)  стала главной парадигмой как в научных кругах, так и на практике.

В часто цитируемых статьях в HBR (одна из них опубликована в 1984-м, а другая в 1989 гг.) Майкл Дженсен, преподаватель Гарвардской школы бизнеса и, пожалуй, самый видный теоретик агентских отношений в мире, выступил с резкой критикой диверсификации как примера управленческого оппортунизма за счет акционеров. Благодаря своему академическому исследованию и преподаванию в Гарвардской школе бизнеса Дженсен сумел провозгласить новую финансовую норму, исходя из которой корпоративные менеджеры должны избегать диверсификации и сосредотачиваться на основных компетенциях компании.

Хотя доводы и «улики» против диверсификации возникли в 1970-х, многие компании диверсифицировались и в 1980-х годах. Наши исследования были направлены на объяснение того, почему отказ от диверсификации среди американских корпораций был таким медленным. Мы считаем, что причина в том, что корпоративная стратегия отражает взгляды самых высокопоставленных руководителей, и поэтому изменение стратегии зависит от изменения этих взглядов или от смены руководителей. А эти процессы могут отставать от программ бизнес-школ.

Только подумайте: понадобилось около 20-30 лет для того, чтобы обучающиеся на MBA в 70-е и 80-е годы, впитавшие скептический взгляд на диверсификацию, поднялись вверх по карьерной лестнице, заменили руководителей главных американских компаний и приостановили диверсификацию.

Чтобы проверить наш тезис, мы собрали данные о 2031 руководителях, управлявших 640 крупными корпорациями США с 1985 по 2015 год. Из различных архивных источников, включая Marquis Who’s Who и Bloomberg’s Executive Profile & Biography, мы собрали такую информацию об их образовании, как место получения MBA или год выпуска.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте