Как бизнес-школы влияют на будущие решения руководителей | Большие Идеи

・ Корпоративный опыт
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как бизнес-школы влияют на будущие
решения руководителей

Результаты исследования 2 тысяч топ-менеджеров компаний

Авторы: Зи Вук Юнг , Тайкзин Шин

Как бизнес-школы влияют на будущие решения руководителей
ANDY ROBERTS/GETTY IMAGES

читайте также

Диалоги: Кто лучше соврет?

Карни Дана

Мирный путь к революционной инновации

Голденберг Джейкоб,  Горовиц Рони,  Левав Амнон,  Мазурский Давид

Кто владеет интернетом?

Евгения Чернозатонская

Увлечения сотрудников могут пойти на пользу вашей компании

Сальвадор Арагон,  Селия де Анка

Главная цель большинства бизнес-школ — научить будущих руководителей руководить. Насколько хорошо они справляются с этой задачей и в какой степени обучение влияет на умение руководить — вопрос открытый. Действительно ли обучение в бизнес-школе отразится на мышлении и поведении выпускников, когда они займут руководящие должности в крупных корпорациях и финансовых учреждениях?

Изучая этот вопрос, мы проанализировали решения руководителей о диверсификации за последние три десятилетия. Поскольку бизнес-школы радикально изменили свои взгляды на диверсификацию за этот период, мы смогли увидеть, как менялось мнение студентов о диверсификации в зависимости от образования.

Вплоть до 1960-х годов специалисты считали диверсификацию удачной стратегией. Кеннет Эндрюс, популяризировавший концепцию бизнес-стратегии в Гарвардской школе бизнеса, был одним из них. В 1951 году он писал в HBR: «Диверсификация в американском корпоративном бизнесе была осуществлена в надежде на достижение большей стабильности в организации и заработке, большей эффективности в использовании ресурсов компании и большей экономии в маркетинговых операциях, а также большей отдачи от использования неожиданных возможностей и особых экономических условий».

Позже мнение о диверсификации изменилось: от скептического в 1970-е годы и до откровенно критического в 1980-е. Это отражало масштабный сдвиг в бизнес-образовании, описанный Ракешем Хураной в книге  From Higher Aims to Hired Hands, когда экономика финансов стала доминирующей дисциплиной в бизнес-школах 1970-х годов. В частности, теория агентских отношений (подробнее см. здесь — прим. ред.)  стала главной парадигмой как в научных кругах, так и на практике.

В часто цитируемых статьях в HBR (одна из них опубликована в 1984-м, а другая в 1989 гг.) Майкл Дженсен, преподаватель Гарвардской школы бизнеса и, пожалуй, самый видный теоретик агентских отношений в мире, выступил с резкой критикой диверсификации как примера управленческого оппортунизма за счет акционеров. Благодаря своему академическому исследованию и преподаванию в Гарвардской школе бизнеса Дженсен сумел провозгласить новую финансовую норму, исходя из которой корпоративные менеджеры должны избегать диверсификации и сосредотачиваться на основных компетенциях компании.

Хотя доводы и «улики» против диверсификации возникли в 1970-х, многие компании диверсифицировались и в 1980-х годах. Наши исследования были направлены на объяснение того, почему отказ от диверсификации среди американских корпораций был таким медленным. Мы считаем, что причина в том, что корпоративная стратегия отражает взгляды самых высокопоставленных руководителей, и поэтому изменение стратегии зависит от изменения этих взглядов или от смены руководителей. А эти процессы могут отставать от программ бизнес-школ.

Только подумайте: понадобилось около 20-30 лет для того, чтобы обучающиеся на MBA в 70-е и 80-е годы, впитавшие скептический взгляд на диверсификацию, поднялись вверх по карьерной лестнице, заменили руководителей главных американских компаний и приостановили диверсификацию.

Чтобы проверить наш тезис, мы собрали данные о 2031 руководителях, управлявших 640 крупными корпорациями США с 1985 по 2015 год. Из различных архивных источников, включая Marquis Who’s Who и Bloomberg’s Executive Profile & Biography, мы собрали такую информацию об их образовании, как место получения MBA или год выпуска.

В нашей выборке около 20% руководителей в 1980-х имели степень MBA, и на протяжении 1980-х и 1990-х их процент вырос до 33%, сохраняясь на протяжении 2000-х. Мы разделили выборку на три группы: руководители, получившие степень до 70-х, те, кто поступил в 70-е и те, кто сделал это позже 80-х — и проверили, различались ли их решения о диверсификации.

Вот что мы обнаружили: по сравнению с руководителями без MBA получившие эту степень до 70-х были более расположены проводить диверсификацию на определенном этапе пребывания в должности. Последующие поколения руководителей, получившие MBA в 1970-х и позже, были менее расположены так поступать, чем их коллеги без MBA на 24% и 30% соответственно.

Рассмотрим один пример из наших данных. Кейс компании Bristol-Myers Squibb иллюстрирует связь между взглядами бизнес-школы на диверсификацию и последующими решениями руководителя. Будучи исполнительным директором с 1972 по 1994 год, Ричард Гелб (выпускник Гарвардской школы бизнеса, 1950 год) организовал сделку по приобретению компанией Bristol-Myers фирмы Squibb, превратив компанию по уходу за собой в многопрофильного фармацевтического гиганта. Все изменилось, когда в 2001 году компанию возглавил Питер Долан, следовавший теории агентских отношений, которая преподавалась в бизнес-школах в конце 70-х годов. Он переориентировал бизнес своей компании практически целиком на фармацевтические продукты.

Хотя мы располагаем множеством разнородных факторов, таких как характеристики фирмы, качества руководителя и отраслевые факторы, мы не можем быть уверены до конца, что понимаем точную причинно-следственную связь образования MBA и решений о диверсификации.

Могут быть и неучтенные факторы: к примеру, компания может нанять руководителя со степенью MBA и управлять его решениями о диверсификации. Поэтому трудно утверждать однозначно, что только MBA управляет решениями генерального директора.

Для решения этой проблемы мы провели дополнительный анализ. По нашим данным, четверть руководителей с MBA из нашего исследования закончили Гарвардскую школу бизнеса, где Дженсен преподавал теорию агентских отношений с 1985 года. Принимая во внимание его повышенную роль в популяризации теории агентских отношений, мы ожидали, что приверженность его учению оказала устойчивое влияние на мнение студентов о диверсификации. Используя только кейсы выпускников Гарвардской школы бизнеса, мы обнаружили, что руководители, посещавшие ее после того, как Дженсен присоединился к школе, почти на 83% реже использовали диверсификацию, чем те, кто посещал ее ранее. Также мы сравнили руководителей с образованием Гарвардской школы бизнеса с руководителями, получившими MBA в других школах и не получившими MBA. Образование Гарвардской школы бизнеса до сих пор оказывало стойкий негативный эффект на диверсификацию только после появления Дженсена.

Другой вопрос, над которым мы раздумывали, — различия в программах бизнес-школ. Несмотря на общую тенденцию школ к ориентации на финансы, могли быть значительные вариации в преподавании. В дополнительном анализе мы использовали рейтинги финансовых департаментов бизнес-школ. Если бы влияние современной финансовой экономики было решающим фактором в изменении взглядов выпускников MBA на диверсификацию, мы увидели бы негативный эффект MBA на диверсификацию у руководителей, закончивших бизнес-школы с преобладанием финансовой программы. В действительности эффект MBA во время или после 70-х наблюдался только у руководителей, обучавшихся в одной из 50 лучших бизнес-школ в области финансов. Будущее исследование может продемонстрировать, как управляет следующее поколение руководителей теперь, когда бизнес-школы, включая Гарвардскую, отходят от теории агентских отношений. Наши выводы относятся к преподающим в бизнес-школах и на других профессиональных образовательных программах. Хотя некоторые ученые сожалеют о небольшом влиянии теории управления на бизнес-практику и общество, наше исследование показывает, что она влияет на них в долгосрочной перспективе.

Последствия выходят далеко за рамки корпоративной стратегии диверсификации. Например, покойный исследователь бизнеса Сумантра Гошал предупреждал, что бизнес-школы оказывают прямое негативное влияние на практики управления, способствуя крупным корпоративным скандалам и экономическим кризисам. Когда все большее количество студентов, ученых, лидеров и экспертов размышляют о влиянии бизнес-школ, преподавателям самое время осознать свою ответственность и потенциал. То, чему они учат, имеет значение, но их влияние на общество становится очевидным только спустя много лет.

Об авторах

Зи Вук Юнг (Jiwook Jung) — доцент в Школе труда и трудовых отношений в Иллинойсском университете в Урбане-Шампейне.

Тайкзин Шин (Taekjin Shin) — доцент в Департаменте Управления в Fowler College of Business в Университете Сан-Диего.