Как бизнес-школы влияют на будущие решения руководителей | Большие Идеи
Корпоративный опыт
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как бизнес-школы влияют на будущие решения руководителей

Зи Вук Юнг , Тайкзин Шин
Как бизнес-школы влияют на будущие решения руководителей
Иллюстрация: ANDY ROBERTS/GETTY IMAGES

Главная цель большинства бизнес-школ — научить будущих руководителей руководить. Насколько хорошо они справляются с этой задачей и в какой степени обучение влияет на умение руководить — вопрос открытый. Действительно ли обучение в бизнес-школе отразится на мышлении и поведении выпускников, когда они займут руководящие должности в крупных корпорациях и финансовых учреждениях?

Изучая этот вопрос, мы проанализировали решения руководителей о диверсификации за последние три десятилетия. Поскольку бизнес-школы радикально изменили свои взгляды на диверсификацию за этот период, мы смогли увидеть, как менялось мнение студентов о диверсификации в зависимости от образования.

Вплоть до 1960-х годов специалисты считали диверсификацию удачной стратегией. Кеннет Эндрюс, популяризировавший концепцию бизнес-стратегии в Гарвардской школе бизнеса, был одним из них. В 1951 году он писал в HBR: «Диверсификация в американском корпоративном бизнесе была осуществлена в надежде на достижение большей стабильности в организации и заработке, большей эффективности в использовании ресурсов компании и большей экономии в маркетинговых операциях, а также большей отдачи от использования неожиданных возможностей и особых экономических условий».

Позже мнение о диверсификации изменилось: от скептического в 1970-е годы и до откровенно критического в 1980-е. Это отражало масштабный сдвиг в бизнес-образовании, описанный Ракешем Хураной в книге  From Higher Aims to Hired Hands, когда экономика финансов стала доминирующей дисциплиной в бизнес-школах 1970-х годов. В частности, теория агентских отношений (подробнее см. здесь — прим. ред.)  стала главной парадигмой как в научных кругах, так и на практике.

В часто цитируемых статьях в HBR (одна из них опубликована в 1984-м, а другая в 1989 гг.) Майкл Дженсен, преподаватель Гарвардской школы бизнеса и, пожалуй, самый видный теоретик агентских отношений в мире, выступил с резкой критикой диверсификации как примера управленческого оппортунизма за счет акционеров. Благодаря своему академическому исследованию и преподаванию в Гарвардской школе бизнеса Дженсен сумел провозгласить новую финансовую норму, исходя из которой корпоративные менеджеры должны избегать диверсификации и сосредотачиваться на основных компетенциях компании.

Хотя доводы и «улики» против диверсификации возникли в 1970-х, многие компании диверсифицировались и в 1980-х годах. Наши исследования были направлены на объяснение того, почему отказ от диверсификации среди американских корпораций был таким медленным. Мы считаем, что причина в том, что корпоративная стратегия отражает взгляды самых высокопоставленных руководителей, и поэтому изменение стратегии зависит от изменения этих взглядов или от смены руководителей. А эти процессы могут отставать от программ бизнес-школ.

Только подумайте: понадобилось около 20-30 лет для того, чтобы обучающиеся на MBA в 70-е и 80-е годы, впитавшие скептический взгляд на диверсификацию, поднялись вверх по карьерной лестнице, заменили руководителей главных американских компаний и приостановили диверсификацию.

Чтобы проверить наш тезис, мы собрали данные о 2031 руководителях, управлявших 640 крупными корпорациями США с 1985 по 2015 год. Из различных архивных источников, включая Marquis Who’s Who и Bloomberg’s Executive Profile & Biography, мы собрали такую информацию об их образовании, как место получения MBA или год выпуска.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Чтобы хватило на всех
Игорь Гурков,  Моргунов Евгений