Корпоративный опыт
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Зловещий культ или культура

Манфред Кетс де Врис
Фото: Bruno Aguirre/Unsplash

У каждой компании есть своя культура. Ее образуют ценности и нормы, определяющие свойственное организации поведение. Корпоративная культура влияет на то, как вы работаете. Если эта культура здоровая, компания может привлекать и удерживать мотивированных сотрудников, объединять их вокруг общей цели и достигать высоких результатов.

Однако добровольное сближение вокруг общей цели иногда оборачивается в нечто зловещее. Даже здоровая корпоративная культура может запросто превратиться в культ — вне зависимости от намерений тех, кто стоит во главе организации. Многие популярные компании ходят в этом смысле по самому краю. Apple, Tesla, Zappos, Southwest Airlines, Nordstrom, Harley Davidson — вот лишь некоторые примеры корпораций, которые сначала приобрели культовый статус у потребителей и теперь культивируют похожие поведенческие паттерны среди подчиненных.

Как понять, что в компании существует корпоративный культ? По уровню контроля над мыслями и поведением сотрудников со стороны менеджмента. Такой контроль начинается на стадии приема на работу, когда потенциального сотрудника оценивают на соответствие принятым в компании правилам. Получив работу, он начинает замечать, как система стимулов и рабочие процессы требуют приспособления к существующим нормам поведения. Те, в свою очередь, определяют, как сотрудники общаются между собой, принимают решения, оценивают друг друга. От соответствия этим нормам зависит, кого возьмут на работу, с кем расстанутся, а кто получит повышение. В такой среде коллективное мышление берет верх, а индивидуализм утрачивает свою ценность.

Некоторые компании доходят до того, что позиционируют себя как замену семье и друзьям, изолируя — иногда намеренно — сотрудников от поддержки из внешнего мира. Не оставляя времени для отдыха, отпуска и развлечений, компании побуждают сотрудников к тому, чтобы вся их жизнь строилась вокруг работы.

Как заметить, что культура вашей компании превращается в культ?

Один из верных признаков — это язык. Корпоративным культам свойственно создание собственной терминологии для укрепления чувства принадлежности. Например, в Disney сотрудники — это «актерский состав», клиенты — «гости», а территория развлекательных парков компании — «сцена». При поломке аттракциона тут принято использовать код «101».

Еще один тревожный звонок — это ритуалы. Такие ритуалы не всегда признак серьезной проблемы, но порой свидетельствуют именно о ней. Много лет назад, когда я работал в IBM, мне в руки попала удивительная книга. Это был сборник песен, чуть ли не боготворящий легендарного первого CEO компании Томаса Уотсона-старшего (он был издан по его указанию). Крупнейший ритейлер Walmart до сих пор заставляет своих сотрудников кричать корпоративный девиз. Несмотря на то, что такие ритуалы выглядят достаточно архаичными в Европе и Америке, они все еще пользуются популярностью у многих азиатских компаний. В Yamaha Motors по-прежнему поют корпоративную песню, написанную еще в 1980 году. Сотрудники производителя точных инструментов Horiba поют песню «Joy & Fun», а рабочие железнодорожной компании JR Kyushu на обеденных перерывах слушают музыкальный номер «Романтичные железные пути».

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте