Корпоративный опыт
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

«Самые умные»: как самоуверенность может привести вас к катастрофе

Дженнифер Логг , Джоуи Чэн , Дон Мур , Элизабет Тенни

В 2001 году Уолл-стрит потряс скандал, разразившийся вокруг корпорации Enron. Тысячи людей были в ярости, они потеряли миллиарды долларов на акциях и пенсионных накоплениях. Многие по-прежнему недоумевают, как некогда влиятельный гигант с Уолл-стрит, в то время седьмая по величине компания в США, мог так стремительно рухнуть.

Что же пошло не так? Принято считать, что все ниточки ведут к высшим руководителям Enron — Джеффри Скиллингу и Кеннету Лэю, которые скрывали слабые стороны компании при помощи мошенничества, коррупции и махинаций с бухгалтерским учетом, что в конечном счете и привело ее к краху.

Однако более глубокий анализ причин произошедшего позволяет обнаружить, что в основе всего лежала дисфункциональная корпоративная культура. В организации сложилась «культура самоуверенности», многие сотрудники чувствовали себя частью элитарной группы и считали себя умнее других. Бравада была нормой, и сотрудники часто настаивали на проведении сомнительных финансовых сделок или излишне рисковали, будучи иллюзорно уверены в своей неуязвимости.

Как столь вызывающее высокомерие стало в компании нормой? Как в принципе возникает культура излишней самоуверенности и как ей удается проникнуть во все уголки организации? Чтобы ответить на эти вопросы, мы провели собственное исследование и выяснили, что ключевую, но часто скрытую, роль играет эффект «социального заражения».

Известно, что все команды и организации имеют свою особую культуру и разные ценности и нормы, которые в той или иной степени являются продуктом принятой системы отбора персонала и его вознаграждения. Например, компания может финансово или статусно поощрять сотрудников, склонных к конкуренции и риску, тем самым подпитывая и утверждая иллюзию неуязвимости.

Однако есть еще одна не менее важная (и менее очевидная) действующая сила — социальная среда, другими словами, окружение. Человек — существо исключительно социальное. Мы заимствуем друг у друга все: от языка и религиозных ритуалов до пищевых привычек и моральных ценностей. Попав в социальную среду, где процветает культура самоуверенности, мы быстро примеряем на себя тот же образ мышления.

В ходе исследования мы обнаружили, что люди с большей вероятностью приобретут излишнюю уверенность в себе, если попадут в окружение людей, склонных к бравированию и самонадеянности. Так называемое заражение самоуверенностью — это тенденция подстраивать свою самооценку под уровень уверенности в себе других людей. Если сотрудники начнут «подхватывать» друг от друга заносчивость и самоуверенность, вскоре эти качества распространятся по всей компании и станут нормой.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте