Корпоративный опыт
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Да здравствуют ограничения! Беседа со специалистом по этикету Джудит Мартин

OБСТАНОВКА НА РАБОТЕ сейчас менее формальная, чем в былые времена. Официальный стиль 1960-х сменился демократичным — рубашками поло, твидовыми брюками и мокасинами. Все обращаются друг к другу на «ты», а дверь в кабинет начальника распахнута настежь. Кажется, что консультанты и сотрудники отделов персонала задались целью сделать рабочую атмосферу более дружественной: чтобы разрушить социальные барьеры между коллегами, они то и дело проводят неформальные мероприятия. По мере того как влияние США в мире росло и все шире распространялось образование по стандартам MBA, свойственная американцам неформальность проникла в бизнес-среду других стран. Впрочем, неофициальная обстановка на работе объясняется еще одной причиной: непринужденность, утверждают специалисты по организации труда, создает атмосферу открытости и доверия, и сотрудник, которому предоставлена свобода быть самим собой, чувствует себя комфортнее и демонстрирует более творческий подход к делу.

Любопытно, что мощную конкуренцию американскому бизнесу составляют именно те страны, в которых деловой этикет возведен чуть ли не в ранг закона. Корпоративной жизнью в Японии, например, управляют сложные правила, учитывающие социальный статус общающихся, — человеку со стороны они часто кажутся неестественными. И хотя иерархичность японского общества чужда американскому, применение японских производственных методов, несомненно, сыграло огромную роль в повышении эффективности работы американцев. Сочетать высокую продуктивность и этикет умеют не только в Японии. В Китае также придают большое значение официальному стилю общения, то же самое у немцев: на работе они могут назвать человека по имени, но при этом выразят свое почтение пятью эпитетами.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте