Корпоративный опыт
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Лекарство от зависти

Ли Томпсон , Менон Таня

Вашего сослуживца недавно повысили. Вы входите к нему в кабинет, а там у него парадная фотография — его разодетое семейство в новом загородном доме. Сам он небрежно поправляет сшитый на заказ костюм и буднично говорит что-то о предстоящем заседании совета директоров и своей речи в Давосе. Вы вроде бы и рады за него и искренне воздаете должное его успехам, но в то же время вам хочется, чтобы однажды он провалился в пропасть где-нибудь в Альпах.

Зависть — болезненное ощущение, которое люди испытывают, когда другим достается то, что хотелось бы получить им самим, — вездесуща. Чтобы понять, как она проявляется на работе и к чему приводит, мы изучили истории сотен руководителей и возглавляемых ими организаций. Мы пришли к выводу, что этому смертному греху подвержены люди на всех уровнях корпоративной структуры — и независимо от экономической ситуации. Хотя, конечно, во время экономических кризисов зависть расцветает особенно пышным цветом. Потери множатся, людей одолевает страх за будущее, и они начинают ненавидеть благополучных коллег.

Зависть разъедает отношения людей, вносит раздор в коллективы и мешает работать всей организации. А больше всего от нее страдает сам завистник. Если человеку не дает покоя чей-то успех, у него падает самооценка и он может махнуть рукой на работу, а то и загубить свою карьеру. Исцелиться от зависти трудно, отчасти потому, что непросто признаться в этой недостойной, как считается, слабости. На душе у завистника тяжело, но он отрицает и скрывает свои недобрые чувства. Узел затягивается все туже. Как ни подавляй зависть, она неизбежно вырвется наружу и станет еще сильнее.

В ходе исследования мы пришли к выводу, что можно обезопасить себя от зависти, не поддаться ей — даже обуздать и направить в нужное русло. В этой статье мы объясним, как распознавать опасные мысли и поступки; как облагородить их, сделав более конструктивными; как стать более открытым по отношению к сослуживцам, как научиться принимать новое, как чувствовать себя профессионально состоявшимся. Кроме того, мы посоветуем, что делать, если у вас в коллективе завелись завистники.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте