Корпоративный опыт
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Наука, замкнутая на себе

Роберт Каплан

Cейчас, когда мы приходим в себя после финансового кризиса, становится ясно, что руководители многих финансовых организаций обладали неполной или искаженной информацией о стоимости активов своих компаний и связанных с этими активами рисках. Поэтому они не сумели предсказать кризис, а когда он разразился, реагировали слишком медленно и принимали неэффективные меры.

Неадекватная система поощрений, слабое руководство, непродуманные нормативы, конечно, сыграли свою роль. Но часть вины лежит и на теоретиках бизнеса. Нам, по большому счету, не удалось аккумулировать знания, которые могли бы помочь компаниям оценивать риски, связанные с финансовыми активами, и контролировать их.

Эту проблему еще 15 лет назад описал экономист Пол Кругман, сравнив в своем эссе методы исследования в теории экономического развития с составлением карт Африки:

Береговую линию… сначала обследовали, затем зарисовывали — со все возрастающей точностью, и в XVIII веке карты береговой линии Африки почти не отличались от сегодняшних… Но внутренние области континента постепенно стирались. Ушли в небытие диковинные мифические существа — а вместе с ними реальные города и реки. В каком-то смысле европейцы стали знать об Африке не больше, а меньше, чем до того как… благодаря развитию картографии изменилось представление о достоверности сведений… Теперь учитывалась лишь информация о тех областях, куда удалось добраться благонадежным специалистам с секстантами и компасами.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте