Корпоративный опыт
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Менеджмент 2.0: новая версия для нового века

Гэри Хэмел
Фото: Alexander Mils / Unsplash

Без сомнения, менеджмент — одно из важнейших изобретений человечества. Вот уже более ста лет совершенствование теории и практики управления — структур, процессов, методов согласования усилий множества людей — способствует экономическому прогрессу. Но самые важные открытия менеджмента — в основном дело далекого прошлого. Планирование производственных процессов, составление бюджета, анализ рентабельности инвестиций, управление проектами, выстраивание оргструктуры, развитие брэнда — все это и многое другое, без чего невозможно представить себе управление бизнесом, родилось в начале XX века. Именно тогда стараниями директора железнодорожной компании Дэниела Маккалума, инженера Фредерика Тейлора, промышленника Генри Форда — людей, родившихся в США еще до Гражданской войны 1865 года, был заложен фундамент научной организации труда и «современного» менеджмента. 

Теория управления развивалась в соответствии с S-образной кривой. На старте, в начале ХХ столетия, — стремительно: открытия сыпались как из рога изобилия. Но источник понемногу иссякал, а в последние годы оригинальные идеи высказываются редко. Менеджмент, словно двигатель внутреннего сгорания, — технология, которая существует так давно, что ее пора обновить и приспособить для XXI века. Именно поэтому ученые и главы предприятий собрались в мае 2008 года и общими усилиями наметили меры по обновлению управления. 

Группа эта составила список задач, решение которых поднимет управление на новую высоту. Участников встречи отчасти вдохновлял пример Национальной инженерной академии США, которая выдвинула недавно 14 задач общемировой значимости для XXI века: разгадать принципы работы человеческого мозга, наладить единую систему сбора и обработки медицинской информации, изобрести способ «складирования» углекислого газа и проч. Почему бы, подумали мы, и нам, специалистам в области управления, теоретикам и практикам, не поступить так же?

Как это было: план обновления менеджмента

Что ставит под угрозу дальнейшее благополучие крупных компаний? Как изменить принципы и методы управления, чтобы компании соответст­вовали требованиям будущего? На эти вопросы пытались найти ответы 35 теоретиков и практиков менеджмента. На организованную The Management Lab при поддержке McKinsey & Company двухдневную конференцию приехали опытные преподаватели и заслуженные ученые, идеологи менеджмента «новой эры», прогрессивные генеральные директора и венчурные капиталисты.

Обсуждения проходили оживленно, временами вспыхивали споры. Но ­никто не забыл о главной цели: составить список задач, решение которых заложило бы основы менеджмента XXI века. Мы знали, что специалисты в области управления так высоко обычно не замахивались. Поэтому мы спросили себя: какие задачи менеджмента сравнимы по грандиозности с расшифровкой генома человека, изобретением лекарства от СПИДа и предот­вращением глобального потепления?

По материалам конференции мы составили перечень задач. Мы не стре­­мились ужать его до пары все­объемлющих ­концепций; нам хотелось представить полное собрание идей, отдав должное всем высказанным соображениям. В конце концов важнее всего не то, кто именно приехал в Калифорнию, а  цель, которая нас туда привела: поддер­жать, направить и «прикрыть с воздуха» всех диссидентов от менеджмента.

Новое время, новые требования

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте