Корпоративный опыт
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как устроена компания Alibaba

Уолтер Фрек
Фото: leighklotz / Flickr

Китайский интернет-гигант Alibaba недавно подал документы на публичное размещение акций. Возможно, это будет крупнейшее IPO в истории. Эта компания не слишком похожа на Facebook*, Google или даже Amazon, ее методы работы скорее напоминают те, что приняты в корпорации General Electric (GE).

Расширяющаяся интернет-торговля, денежные переводы, мгновенные сообщения, ПО для бизнеса, развлечения и многое другое — Alibaba превратилась в конгломерат и проводит стратегию, о которой пишет профессор Гарвардской школы бизнеса Джулия Вулф: состязание, а не сотрудничество; решения, принимаемые отдельными подразделениями, важнее общей стратегии организации.

Успех дает повод компании и ее основателю Джеку Ма держаться подобной стратегии, хотя в США она уже перестала быть популярной. Вот фрагмент из описания Джулии Вулф:

«Ма признавался в том, что он поклонник Джека Уэлча, так что неудивительно, что его компания в некоторых аспектах напоминает GE. Как и Уэлч, который не настаивал на единой стратегии или даже «специализации» для GE, Ма предпочитал не выдавать единое задание из центра, а предоставить каждому подразделению разрабатывать собственный подход к делу. И как Уэлч, который каждой из этих бизнес-единиц предлагал выбрать «одну-две главные цели», руководство Alibaba тоже поощряет свои подразделения бороться за лидерство в своей отрасли. «Руководители отделов должны располагать достаточной свободой, чтобы делать то, в чем нуждается их бизнес. Я хочу, чтобы они состязались друг с другом и стремились… стать лучшими в своем деле», — поясняет Ма».

В то время, как на Западе конгломераты — редкость, в Китае они процветают, и это закономерно. В статье HBR 2013 года пояснялось: «Развитый мир смотрит на конгломераты как на динозавров, но на растущих рынках продолжают процветать диверсифицированные бизнес-группы».

Авторы этой статьи — Дж. Рамачандран, К. Маникандан и Анирван Пант соответственно из Индийского института менеджмента в Бангалоре, Тируччираппалли и Калькутте — приводят также краткую историю подъема и падения западных конгломератов.

«Конгломераты на протяжении десятилетий были очень популярны в США и Европе, но до наших дней дожили не больше двух десятков таких компаний. В начале 1980-х годов их подвели плохие результаты: укрепилась идея, что компании с более узкой направленностью способны производить большие ценности (и приносить, соответственно, большие доходы), чем диверсифицированные. Многие конгломераты распались на такие специализированные предприятия».

Основа современной стратегии — умение синхронизировать дополняющие друг друга виды деятельности. Они должны, как считается, распределяться по филиалам и подразделениям одной и той же компании, а вот если они никак друг с другом не связаны, «лишние» бизнес-единицы попросту следует продать. Конгломераты противятся такому подходу, они совмещают достаточно разнородный бизнес и позволяют различным подразделениям принимать автономные решения. Говоря словами авторов статьи, «на Уолл-стрит средняя дисконтная ставка для конгломератов составляет от 6 до 12%».

Разумеется, деятельность Alibaba вовсе не случайна и бессвязна. Все направления объединены общей целью — ростом китайского интернета.

* деятельность на территории РФ запрещена

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте