Корпоративный опыт
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Apple больше похожа на рок-группу, чем на компанию

Умар Хак

Казалось бы, давно пора научиться. Но компании знать ничего не хотят.

Бытовая техника — все те же невнятного цвета коробочки. Мода предлагает нам подозрительные мешкообразные «наряды», в которых взрослые выглядят, словно вдесятеро увеличенные младенцы. Пищевая промышленность… а что они туда напихали, в эту пахнущую консервантами генно-модифицированную субстанцию?

Развитый мир тонет в огромном количестве товаров — мы уничтожаем планету, чтобы произвести их, но по большей части они не оригинальны, бездарны, не вызывают у покупателя радостного возбуждения. Да кому они вообще нужны?! Конечно, если других нет, сойдут и эти. Но вся эта куча добра идет на распродажу, предлагается гипермаркетами с большими скидками, в кредит без процентов — и все равно никак не освобождаются полки!

И ужасную расточительность я вижу не только в том, как мало времени проходит, прежде чем этот мусор, выйдя из дверей завода и пройдя через мегамолл, попадет на помойку. Главная расточительность в том, что мы создали этот механизм перепроизводства и используем его главным образом для создания… всякой ерунды.

Как же сделать товар, который бы понравился людям? Такой, чтобы покупатель брал его не скрепя сердце, а занимал с ночи очередь, стремясь первым заполучить новинку?

Читайте материал по теме: Каким образом Apple тянет вперед всю отрасль

Я долгое время слежу за успехами Apple и догадываюсь, что и эта компания далека от совершенства. Но одно они умеют делать блестяще: вещи, в которые люди просто влюбляются. В отрасли, где значительная часть произведенного объема распродается по сниженным ценам, они ухитрились в первые же выходные после выпуска продать 10 миллионов новых iPhones. Как?

Перечисление всех причин составило бы докторскую диссертацию страниц на 700, так что ограничусь тремя основными.

Не больше, а лучше. Что такое инновация? Слишком часто совет директоров прислушивается к гикам, а гики всегда сводят инновации к усовершенствованию технологий. Нам нужен новейший квантовый суперпупергаджет! И пусть у него будет в десять миллиардов раз больше функций, чем у любой другой погремушки. Пусть еще и стирает, и машину моет. Нет, погодите! А как насчет двигателя деформации пространства?

Но инновация — это не порционное блюдо, которое можно разложить на двойные, тройные порции, а если четыре порции жареной картошки в одной упаковке, то со скидкой. Инновация — это не последнее технологическое открытие, втиснутое в очередной грязно-бежевый ящик. Потому что вы либо используете суперпупергаджет… либо зачем он вам вообще сдался?

Читайте материал по теме: Выйдет ли Тим Кук из тени Стива Джобса?

Инновация должна быть полезна с точки зрения нормального человека. Вот простейший пример: велосипед. Изначально — самая простая штука. Никаких новомодных примочек, технологий, дополнительных функций. Он не кормит в отсутствие хозяина кошку и не подбирает ему пару для свидания. Но штука-то полезная, и ничем ее не заменишь. И Apple не предлагает нам квантовый ракетный корабль, на котором никто не сможет летать ни во времени, ни в пространстве. Эта компания собирает велосипеды. Простые и безусловно нужные вещи. Инновация — это не упоение технологиями ради технологий. Инновацией стоит называть лишь то, что меняет нашу жизнь.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте