Apple больше похожа на рок-группу, чем на компанию | Большие Идеи
Корпоративный опыт
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Apple больше похожа на рок-группу, чем на компанию

Умар Хак
Apple больше похожа на рок-группу, чем на компанию

Казалось бы, давно пора научиться. Но компании знать ничего не хотят.

Бытовая техника — все те же невнятного цвета коробочки. Мода предлагает нам подозрительные мешкообразные «наряды», в которых взрослые выглядят, словно вдесятеро увеличенные младенцы. Пищевая промышленность… а что они туда напихали, в эту пахнущую консервантами генно-модифицированную субстанцию?

Развитый мир тонет в огромном количестве товаров — мы уничтожаем планету, чтобы произвести их, но по большей части они не оригинальны, бездарны, не вызывают у покупателя радостного возбуждения. Да кому они вообще нужны?! Конечно, если других нет, сойдут и эти. Но вся эта куча добра идет на распродажу, предлагается гипермаркетами с большими скидками, в кредит без процентов — и все равно никак не освобождаются полки!

И ужасную расточительность я вижу не только в том, как мало времени проходит, прежде чем этот мусор, выйдя из дверей завода и пройдя через мегамолл, попадет на помойку. Главная расточительность в том, что мы создали этот механизм перепроизводства и используем его главным образом для создания… всякой ерунды.

Как же сделать товар, который бы понравился людям? Такой, чтобы покупатель брал его не скрепя сердце, а занимал с ночи очередь, стремясь первым заполучить новинку?

Читайте материал по теме: Каким образом Apple тянет вперед всю отрасль

Я долгое время слежу за успехами Apple и догадываюсь, что и эта компания далека от совершенства. Но одно они умеют делать блестяще: вещи, в которые люди просто влюбляются. В отрасли, где значительная часть произведенного объема распродается по сниженным ценам, они ухитрились в первые же выходные после выпуска продать 10 миллионов новых iPhones. Как?

Перечисление всех причин составило бы докторскую диссертацию страниц на 700, так что ограничусь тремя основными.

Не больше, а лучше. Что такое инновация? Слишком часто совет директоров прислушивается к гикам, а гики всегда сводят инновации к усовершенствованию технологий. Нам нужен новейший квантовый суперпупергаджет! И пусть у него будет в десять миллиардов раз больше функций, чем у любой другой погремушки. Пусть еще и стирает, и машину моет. Нет, погодите! А как насчет двигателя деформации пространства?

Но инновация — это не порционное блюдо, которое можно разложить на двойные, тройные порции, а если четыре порции жареной картошки в одной упаковке, то со скидкой. Инновация — это не последнее технологическое открытие, втиснутое в очередной грязно-бежевый ящик. Потому что вы либо используете суперпупергаджет… либо зачем он вам вообще сдался?

Читайте материал по теме: Выйдет ли Тим Кук из тени Стива Джобса?

Инновация должна быть полезна с точки зрения нормального человека. Вот простейший пример: велосипед. Изначально — самая простая штука. Никаких новомодных примочек, технологий, дополнительных функций. Он не кормит в отсутствие хозяина кошку и не подбирает ему пару для свидания. Но штука-то полезная, и ничем ее не заменишь. И Apple не предлагает нам квантовый ракетный корабль, на котором никто не сможет летать ни во времени, ни в пространстве. Эта компания собирает велосипеды. Простые и безусловно нужные вещи. Инновация — это не упоение технологиями ради технологий. Инновацией стоит называть лишь то, что меняет нашу жизнь.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Капитан тонущего судна
Щербаков Борис
Держать дистанцию
Ирина Пешкова
Всем царям царь
Федюкин Игорь