Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»
Эмоции ваших сотрудников раскроют их истинную мотивацию
Арт МаркманЕсли вы развиваете эмоциональный интеллект, то лучше понимаете людей вокруг. Этот фактор поможет вам более эффективно взаимодействовать и предугадывать их желания. А еще он облегчит вам понимание их истинной мотивации, которую порой словами не передашь.
Чувства могут раскрыть информацию, которые люди не в силах сообщить нам напрямую, потому что эти сигналы исходят из их мотивационной системы. Зоны мозга, управляющие нашими действиями, не связаны напрямую с участками, отвечающими за рефлексию и объяснение окружающим нашего поведения. Следовательно, людям может быть сложно точно описать факторы, заставляющие их поступать именно так, а не иначе.
Вместо этого зона мозга, отвечающая за эмоции, обменивается сигналами с остальными участками. Они «расшифровываются» и интерпретируются в соответствии с той или иной ситуацией, после чего возникают переживания.
Есть три ключевых аспекта мотивации, о которых можно сделать выводы на основе проявляемых вовне эмоций: успех, преданность и ориентация. Это не единственное, что можно узнать из переживаний, но это главное в мотивации. И эти вещи можно реально оценивать исходя из эмоций людей.
Фактор успеха говорит нам о том, приближается ли человек к намеченной цели или достиг ли он ее недавно. Успех в достижении цели создает положительные эмоции, а поражение — отрицательные. Поэтому если индивидуум проявляет позитивные эмоции — радостное ожидание, счастье или облегчение, это сигналы того, что он недавно добился успеха или уверен, что вот-вот его добьется. Когда люди проявляют негативные эмоции (страх, волнение, грусть или разочарование), они демонстрируют тем самым, что недавно потерпели фиаско в достижении своих задач или в ближайшее время его потерпят.
Все это важно помнить, поскольку сотрудники, постоянно переживающие отрицательные эмоции, находятся в ситуации поражения и невыполнения задач. Это значит, что перед нами открывается возможность поговорить с ними о том, можно ли изменить что-либо в их рабочей ситуации так, чтобы облегчить их ношу. Кроме того, подобный разговор позволит им рассказать о тех затруднениях в личной жизни, что мешают им работать продуктивно. Когда люди чувствуют, что на работе заботятся об их нуждах и потребностях, то они гораздо более преданы делу своей организации.
Читайте материал по теме: Мотивируйте сотрудников, просто помогая им лучше работать
В последнее время наметилась тенденция концентрировать все внимание на создании положительных эмоций на рабочем месте. Однако чем выше удовлетворение людей своим сегодняшним состоянием, тем меньше у них мотивации двигаться вперед и стремиться к новым высотам. Небольшое количество негативных переживаний показывает, что у людей есть цель, которой они еще не достигли. Поэтому важно поддерживать равновесие между приятной рабочей атмосферой и поддержкой коллег в их стремлении к решению новых задач.
Аспект преданности — это уровень того, насколько люди неравнодушны к поставленной цели. Вы можете «прочитать» преданность человека из силы его реакций. Например, если у кого-то интенсивный эмоциональный ответ на некое рабочее предложение, мы часто говорим, что его «задели за живое». На самом деле мы просто поставили препятствие между человеком и важной для него целью. Сила реакции с трудом поддается контролю со стороны того или иного субъекта, потому зависит от степени «включенности» его мотивационной системы.