Корпоративный опыт
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Эмоции ваших сотрудников раскроют их истинную мотивацию

Арт Маркман

Если вы развиваете эмоциональный интеллект, то лучше понимаете людей вокруг. Этот фактор поможет вам более эффективно взаимодействовать и предугадывать их желания. А еще он облегчит вам понимание их истинной мотивации, которую порой словами не передашь.

Чувства могут раскрыть информацию, которые люди не в силах сообщить нам напрямую, потому что эти сигналы исходят из их мотивационной системы. Зоны мозга, управляющие нашими действиями, не связаны напрямую с участками, отвечающими за рефлексию и объяснение окружающим нашего поведения. Следовательно, людям может быть сложно точно описать факторы, заставляющие их поступать именно так, а не иначе.

Вместо этого зона мозга, отвечающая за эмоции, обменивается сигналами с остальными участками. Они «расшифровываются» и интерпретируются в соответствии с той или иной ситуацией, после чего возникают переживания.

Есть три ключевых аспекта мотивации, о которых можно сделать выводы на основе проявляемых вовне эмоций: успех, преданность и ориентация. Это не единственное, что можно узнать из переживаний, но это главное в мотивации. И эти вещи можно реально оценивать исходя из эмоций людей.

Фактор успеха говорит нам о том, приближается ли человек к намеченной цели или достиг ли он ее недавно. Успех в достижении цели создает положительные эмоции, а поражение — отрицательные. Поэтому если индивидуум проявляет позитивные эмоции — радостное ожидание, счастье или облегчение, это сигналы того, что он недавно добился успеха или уверен, что вот-вот его добьется. Когда люди проявляют негативные эмоции (страх, волнение, грусть или разочарование), они демонстрируют тем самым, что недавно потерпели фиаско в достижении своих задач или в ближайшее время его потерпят.

Все это важно помнить, поскольку сотрудники, постоянно переживающие отрицательные эмоции, находятся в ситуации поражения и невыполнения задач. Это значит, что перед нами открывается возможность поговорить с ними о том, можно ли изменить что-либо в их рабочей ситуации так, чтобы облегчить их ношу. Кроме того, подобный разговор позволит им рассказать о тех затруднениях в личной жизни, что мешают им работать продуктивно. Когда люди чувствуют, что на работе заботятся об их нуждах и потребностях, то они гораздо более преданы делу своей организации.

Читайте материал по теме: Мотивируйте сотрудников, просто помогая им лучше работать

В последнее время наметилась тенденция концентрировать все внимание на создании положительных эмоций на рабочем месте. Однако чем выше удовлетворение людей своим сегодняшним состоянием, тем меньше у них мотивации двигаться вперед и стремиться к новым высотам. Небольшое количество негативных переживаний показывает, что у людей есть цель, которой они еще не достигли. Поэтому важно поддерживать равновесие между приятной рабочей атмосферой и поддержкой коллег в их стремлении к решению новых задач.

Аспект преданности — это уровень того, насколько люди неравнодушны к поставленной цели. Вы можете «прочитать» преданность человека из силы его реакций. Например, если у кого-то интенсивный эмоциональный ответ на некое рабочее предложение, мы часто говорим, что его «задели за живое». На самом деле мы просто поставили препятствие между человеком и важной для него целью. Сила реакции с трудом поддается контролю со стороны того или иного субъекта, потому зависит от степени «включенности» его мотивационной системы.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте