Корпоративный опыт
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как корпоративные ценности влияют на доходы компании

Уолтер Фрек

Уважение, принципиальность, коммуникативность и безупречное качество во всем: вот те профессиональные качества, которые корпорация Enron заявляла как присущие ей до знаменитого скандала. Итак, вы имеете полное право считать, что ценности, украшающие главные страницы корпоративных сайтов, ничего не значат.

Однако исследователи из бизнес-школ INSEAD и IMD не так уверены в этом. Да, слова стоят дешево, а публичные заявления о своих принципах не то же самое, что и поведение, продиктованное этими принципами (в своих данных они также приводят в пример Enron). Тем не менее закрепление определенных принципов и ценностей может говорить об ожиданиях и устремлениях фирмы, о том идеальном типе компании, которой она стремится стать. Если дело в этом, то декларирование ценностей на сайте не будет уж совсем пустым звуком и, возможно, Enron скорее представляет собой исключение из правила.

Краткий вывод, который можно сделать из данного исследования: не стоит забывать о необходимости декларировать корпоративные принципы и ценности. Судя по всему, этот аспект все-таки влияет на финансовые показатели деятельности организации.

Работа, опубликованная в The European Management Journal, — не первая попытка оценить роль принципов, которые фирмы вывешивают на своих сайтах; еще в 2013 году вышло исследование, авторы которого уже поднимали подобный вопрос, однако им не удалось связать ценности с производительностью. В то же время Чарльз Галуник из INSEAD, а также Карстен Йонсен, Джон Уикс и Таня Брага из IMD посмотрели на те же факторы под другим углом, нежели первые исследователи. Во-первых, они обратили внимание не просто на сами заявленные ценности, но и на их количество. Во-вторых, они сравнили принципы одних фирм с принципами других компаний-конкурентов. И, наконец, они рассмотрели, как меняются ценности с течением времени — в частности, насколько организации, которые не меняли свои ценности, в итоге теряют преимущества перед своими конкурентами, оставаясь позади. Они анализировали все эти компоненты для компаний из рейтинга Fortune 100 в 2005 году, а потом сравнивали полученные результаты с доходами фирм за последние три года.

Читайте материал по теме: Как построить «легкую на ногу» корпоративную культуру

Они выяснили, что чем больше принципов компания оглашает на своем сайте, тем выше ее финансовые показатели. И чем резче эти заявления отличаются от заявлений конкурентов, тем эффективнее работает организация. Такое влияние не всегда будет прямым и непосредственным, предупреждают авторы, но определенная обусловленность очевидна. «Кто-то может утверждать, что, публично заявляя о своих ценностях, компания обеспечивает себе приток талантливых сотрудников и занимает активную гражданскую позицию», — пишут они. Если фирмы серьезно подходят к подбору кадров и склонны к тому, чтобы декларировать больше принципов, то это может объяснить имеющуюся взаимосвязь.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте