Корпоративный опыт
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Способ Цукерберга: чем основатель Facebook* отличается от болтливых топ-менеджеров

Джордж Серафейм

Недавно Марк Цукерберг написал открытое письмо в защиту глобализации и бизнес-модели Facebook*. В этой публикации объемом без малого шесть тысяч слов он приводит убедительные доводы в пользу того, что Facebook* процветает в условиях глобальной социоэкономической системы, где информация, рабочая сила, капитал и продукция встречают на своем пути минимум барьеров.

Мои исследования, а также работы моих коллег показывают, что организации, ставящие перед собой некие особые цели (помимо получения прибыли), как правило, работают успешнее своих конкурентов. В своем письме Цукерберг постарался обозначить для своей компании именно такие цели. В то же время другие исследования говорят нам о том, что люди относятся с изрядной долей скепсиса к подобным выступлениям со стороны руководителей бизнеса. В самом деле, высший менеджмент обычно обладает более глубоким пониманием миссии компании, чем управленцы среднего звена, а те, в свою очередь, лучше воспринимают эти аспекты, чем рядовые служащие. Стоит ли тогда удивляться, что любые попытки руководителей культивировать некое чувство единой цели часто встречают холодный прием со стороны простых работников.

Письмо Цукерберга служит ярким примером того, как правильно донести информацию о целях организации. Его обращение содержит множество правильных мыслей. Среди них и формирование цели организации, соответствующей ее специфике, и определение пути для ее достижения, и обнаружение незанятых ниш на рынке, и понимание своего конкурентного преимущества, и измерение ключевых показателей, и стремление к прогрессу и к совершенству в работе, и осознание потенциальных трудностей.

Хорошо составленное послание, заявляющее о корпоративной цели должно:

Определить цель, вытекающую из специфики компании. Ценности и миссии большинства организаций страдают от размытых формулировок и по большому счету мало чем отличаются друг от друга. Рассматривая их, вы то и дело будете натыкаться на такие слова, как «слаженная командная работа», «инновации», «добросовестность», «лидерские качества» и «разнообразие». Бесспорно, сами по себе слова замечательные, однако они не несут ничего, что могло бы заявить об уникальности организации, и к тому же слабо отражают реальную суть происходящего в ней. Согласно исследованию, подобные заявления никак не соотносятся с высокой производительностью – по сути, это слова-пустышки, которые не говорят ни о чем.

Миссия, которую очерчивает Цукерберг, преодолевает эти недостатки: «Самое важное, чем мы в Facebook* занимаемся – это развитие социальной инфраструктуры, которая предоставляет людям возможности для построения глобального сообщества, служащего нам всем». Очень немногие организации могут претендовать на подобную цель.

Определить путь достижения поставленной цели. В большинстве компаний проблема состоит не только в том, что их миссия далеко не уникальна, но также и в том, что нет ясности относительно способов ее осуществления. В отличие от них, Цукерберг строит свое обоснование, опираясь на пять столпов: формирование сообществ с целью обмена жизненным опытом и впечатлениями, поддержание безопасности участников, увеличение количества и качества информации, усиление гражданской активности и создание более открытых сообществ.

* деятельность на территории РФ запрещена

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте