Корпоративный опыт
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему ваша компания не должна быть «семьей»

Джошуа Луна
Иллюстрация: HBR /PeopleImages/kvkirillov/Getty Images

Если вы просматриваете объявления об открытых вакансиях или проходили программу адаптации на новой работе хотя бы раз за последнее десятилетие, то, вероятно, видели слово «семья» в описании корпоративной культуры.

«Мы семья».

«Добро пожаловать в семью [название компании]».

«Мы семья, которая дышит и живет миссией компании».

Все это неудивительно, поскольку большую часть времени (примерно треть жизни) мы проводим на работе. Отношения с коллегами служат сразу нескольким целям: они могут помочь нам подняться по карьерной лестнице, обеспечивают эмоциональную и дружескую поддержку. И это логично, что в организации вы строите отношения, которые могут напоминать отношения в семейном кругу.

Но как именно они будут развиваться, зависит от культуры фирмы.

Как тренер по развитию лидерства могу сказать, что приравнивание компании к семье — это одна из самых больших организационных ошибок, которые я наблюдаю в стратегии руководителей и высокопрофессиональных команд. Несмотря на то, что некоторые аспекты «семейной» культуры, такие как уважение, сочувствие, забота и чувство принадлежности, полезны, в конечном счете попытки преобразования вашей организации в «семейную» могут принести больше вреда, чем пользы.

Как «семейная» культура может навредить сотрудникам

Работодателям нужны профессиональные, высокоэффективные кадры, которые хорошо работают в команде и приносят необходимые результаты. Ориентация на «семейную» культуру и чувство принадлежности поначалу может выглядеть безобидно, однако не всегда укрепление личных отношений в коллективе ведет к высокой производительности труда. Из-за этого сотрудники редко настроены на успех.

Личные и профессиональные границы начинают стираться

Необходимо осознавать, что понятие «семья» означает для разных людей совершенно разные вещи. Не все хотят общаться с коллегами на более глубоком уровне — и тем более как-то зависеть от организации. В профессиональном контексте сотрудник не захочет обсуждать подробности своей личной жизни. Но если ваше рабочее место — это «семья», такие разговоры могут считаться приемлемыми, поскольку цель компании — поощрять социализацию на благо всем. Согласно исследованиям, когда фирма использует метафору «семья» в бизнесе, она создает позитивную, мотивирующую и поднимающую моральный дух культуру, в соответствии с которой коллеги рассматриваются как братья или сестры. Это заставляет сотрудников эмоционально привязываться к организации. Хотя такая стратегия и может уменьшить конфликты внутри команды, но страх вызвать напряжение и разногласия в отношениях с руководством (в таком контексте соответственно «отцами» или «матерями») создает у людей ощущение, будто они должны делиться любой информацией, которая у них запрашивается.

Такой подход может быть еще более сложной задачей в виртуальной или гибридной среде, в компаниях, в которых сотрудники работают удаленно. Исследования показывают, что, если менеджеры не взаимодействуют с подчиненными лично, им бывает трудно поверить в то, что те действительно работают. В результате руководители пытаются проследить, в какое время сотрудники начали и завершили рабочий день, а также собирают информацию о том, что они делают в рабочее время (практикуя так называемый микроменеджмент). Если добавить к этому культуру, которая ставит выработку превыше результата, то нет ничего удивительного в том, что работодатели чувствуют себя вправе быть осведомленными о личных делах сотрудников.

Преувеличенное чувство преданности становится вредным

Когда член семьи нуждается в чем-либо в силу серьезных обязательств, вы вряд ли будете долго думать о том, помогать ему или нет. По крайней мере, именно так мы привыкли воспринимать внутрисемейные отношения. Лояльность, помещенная в рабочую обстановку, может быть неверно истолкована как необходимость делать все возможное для достижения результатов. Как пишут в своей книге «The Character of a Corporation» Роб Гоффи и Гарет Джонс, в «семейной» корпоративной культуре сотрудники всегда готовы прийти на помощь, если возникает такая необходимость, или даже добровольно «помогают до того, как их попросят» на самых бескорыстных условиях.

Но есть и обратная сторона. Многочисленные примеры и исследования доказывают, что излишне лояльные люди больше склонны к различного рода неэтичным действиям ради сохранения должности и рабочего места, а также с большей вероятностью могут эксплуатироваться работодателем. Это может проявляться в виде неоправданных переработок или проектов или заданий, которые не имеют отношения к текущим обязанностям сотрудника. Может также возникнуть необходимость держать какую-либо ситуацию в секрете, потому что это отвечает интересам компании (то есть «семьи»). «Мы же все в одной лодке, поэтому делай то, что от тебя требуется, верно?»

Такой менталитет в организации неизбежно приведет к снижению продуктивности сотрудника в результате психологического выгорания и к разговорам с менеджерами или отделом кадров о том, что не получается. У сотрудника это создаст впечатление неэффективности. Если не принять вовремя меры, работодатели сформируют среду, в которой выгорание является нормой, что в итоге будет сказываться на доходах из-за оттока персонала и снижения производительности труда.

Создается атмосфера влияния, в которой сотрудников могут использовать в чужих интересах

Если вы продвигаете «семейную» культуру, подумайте о том, становятся ли в таком случае работодатели родителями, а сотрудники — детьми? Не у всех хорошие отношения со своими родителями, братьями и сестрами, и эмоции, связанные с личным семейным опытом, могут легко повлиять на профессиональные отношения, если мы позволим этому случиться.

Об авторе

Джошуа Луна (Joshua A. Luna) — тренер по развитию лидерских качеств.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте