Корпоративный опыт

Продукт и его команда

Юлия Фуколова
GETTYIMAGES / PIER

«Продакт-менеджер, найдись!» — так звучат в соцсетях отчаянные призывы HR-менеджеров и руководителей разных компаний. Дефицитные специалисты требуются практически во всех отраслях независимо от величины бизнеса. В 2021 году количество вакансий продуктологов на профильных сайтах выросло более чем на 20% по сравнению с 2020-м. В одном только «Сбере» работает более 2 тыс. сотрудников, занимающихся продуктом на том или ином уровне.

«Мы наблюдаем глобальную тенденцию — сегодня многие бизнесы идут по пути цифровой трансформации и внедряют продуктовый подход, причем российские и западные компании двигаются примерно с одинаковой скоростью», — рассказывает руководитель образовательных программ «Акселератора Фонда развития интернет-инициатив» (ФРИИ) Елизавета Кондрашова. В числе лидеров — стартапы, а также технологические компании, вслед за ними идут банки, ритейлеры, сервисные и другие организации. За время пандемии цифровые продукты появились даже у тех бизнесов, которые никогда об этом не думали. Небольшим и средним фирмам немного легче, так как у них меньше бюрократии.

В чем суть продуктового подхода? «Когда компания находится в зоне высокой неопределенности и работает на конкурентном рынке, у нее нет ответов на большую часть вопросов. Она вынуждена формулировать гипотезы и проверять их, проводить эксперименты, получать новые данные и снова проверять. А внедрять только то, что может принести пользу клиенту и, соответственно, прибыль», — объясняет руководитель трекинга стартапов ФРИИ Дмитрий Губкин. В результате компания довольно быстро понимает, где можно заработать деньги, а где нет. Это дает ей необходимую скорость и гибкость.

ИДЕЯ КОРОТКО

Проблема

Конкурентная среда заставляет компании выводить на рынок новые продукты, и здесь очень важна скорость. Команды должны проводить много экспериментов, быть максимально самостоятельными и гибкими, нацеленными на результат. Старые функциональные структуры этого не позволяют.

Решение

Многие бизнесы сегодня внедряют продуктовый подход. Они «нарезают» продукты, формируют вокруг них кросс-функциональные продуктовые команды и ставят во главу угла интересы клиентов. При необходимости компании обучают продакт-менеджеров собственными силами.

Продуктовый подход часто сравнивают с проектным. У проекта обычно есть конкретные задачи, работа расписана по этапам и контрольным точкам. По большому счету, цель проектного подхода — сделать продукт правильно, то есть уложиться в сроки и заранее утвержденный бюджет. Идеология продуктового подхода иная — сделать правильный продукт, то есть предложить клиенту что-то реально ценное. Кроме того, продуктовая команда нацелена на конкретный финансовый результат, самостоятельно принимает решения, несет ответственность за прибыль и убытки. Ее эффективность оценивает не руководитель, а потребитель. И это, пожалуй, самое главное — лидер продуктовой команды (его называют владельцем продукта) фактически становится мини-CEO в рамках компании. В результате полностью меняется мышление сотрудников и их отношение к работе.

Такая модель предполагает ломку привычной вертикальной структуры и появление кросс-функциональных команд. Меняются также принципы внутрикомандной работы. Компании используют методологию эджайла и внедряют конкретную технологию — скрам, канбан или, скажем, SAFe (Scaled Agile Framework) для больших команд.

На российском рынке пока не так много организаций, которые находятся на поздней стадии продуктовой зрелости, но все больше игроков видят перспективы продуктового подхода.

ПЕРЕВОРОТ В РАБОЧЕМ ПОРЯДКЕ

Об авторе

Юлия Фуколова — бывший старший редактор проекта «Большие идеи».

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте