Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»
Творчество: как им управлять?
Тереза Амабиле , Хаире МуктиСпособность создавать что-то новое и конструктивное всегда была одним из краеугольных камней бизнеса, и все же нечасто встретишь компанию, где на креативность делают основную ставку. А ведь без творческого подхода вряд ли удастся запускать новые проекты или вести глобальный бизнес. Причина такого невнимания, вероятно, в том, что многие топ-менеджеры считают творческий процесс чем-то эфемерным и неуправляемым, а может быть, им проще заниматься не планами, а их исполнением — ведь так результаты видны куда быстрее.
А вот ученые давно интересуются природой креативности — ее изучают и антропологи, и нейробиологи, и теоретики менеджмента. Поэтому предпринимателям, уставшим от управленческой рутины и заинтересовавшимся этой темой, грех жаловаться на недостаток литературы. Существующие исследования придутся кстати очень многим: если раньше казалось, что развитие творческого потенциала компании — хобби отдельных руководителей-интеллектуалов, то теперь это стало насущной необходимостью. Ключевая роль инноваций в современной экономике вдруг открылась всем. Чем больше идей вы генерируете, тем выше шансы победить в конкурентной борьбе, поэтому предпринимателям есть о чем порасспросить ученых. И вот какие вопросы они чаще всего задают: в чем практический смысл ваших выводов? какое значение они имеют для моего бизнеса? как действовать компаниям, в которых многое зависит от творческих ресурсов? Чтобы сблизить теорию и практику, мы провели двухдневный семинар в Гарвардской школе бизнеса и пригласили на него руководителей организаций, делающих ставку на творческий подход, — интернет-гиганта Google, дизайнерской фирмы IDEO, компьютерной инновационной компании E Ink, фармацевтической Novartis и других. На этой встрече ведущие ученые представили результаты своих самых важных изысканий. Всего в семинаре приняло участие около ста человек, и каждого из них искренне волновали творческие процессы, происходящие в организациях, — поэтому неудивительно, что на этой встрече кипели нешуточные страсти.