Операционное управление

Как управлять цепями поставок в условиях турбулентности

Егор Переверзев

Международные цепи поставок сейчас находятся не в лучшем состоянии. Отлаженные процессы, которые годами выполнялись в режиме автопилота, внезапно прекращают работать — и вот команда впадает в ступор, а сотни тысяч клиентов и партнеров одновременно сообщают компании нужную и ненужную информацию, усиливая панику.

По мнению психолога NASA Барбары Буриан, спасение терпящего бедствие воздушного судна почти всегда зависит от способности капитана перестать спонтанно реагировать на хаотичный поток информации и сосредоточиться на главном. Если перенести эту метафору на управление цепями поставок во время кризиса, то можно сказать, что компания должна выполнить две задачи: создать правильную ментальную модель ситуации и обеспечить устойчивость цепи.

При моделировании ситуации полезно помнить, что существующие системы прогнозирования спроса базируются на исторических показателях. Когда мы сталкиваемся с редкими, непредвиденными факторами, приводящими к значительным последствиям, такие прогнозы, как правило, не работают.

Когда-то в сообществе коллег я услышал интересное сравнение: до 2020 года глобальная цепь поставок напоминала восьмиполосную автостраду. Сегодня мы видим, что плотность транспортного потока почти восстановилась до значений 2019 года, однако вместо восьми полос функционируют только пять. Как в этих условиях обеспечить устойчивость?

Обеспечение устойчивости

Современные международные цепи поставок в большинстве случаев слишком сложны, чтобы их можно было оперативно перенести или заместить. В мае 2020 года компания McKinsey опросила индустриальных лидеров и выяснила, какие меры они планируют принять для преодоления кризиса. На тот момент около 40% опрошенных компаний намеревались перевести производителей ближе к потребителю. Спустя год эксперты McKinsey повторили исследование и обнаружили, что лишь 15% респондентов начали выполнять намеченные планы.

Очевидно, что, несмотря на авторитетные мнения о необходимости локализовать производства, многие мировые промышленные лидеры поступают пока не так, как заявляют: не все переносят производства из Китая, уменьшают количество товарных позиций, увеличивают страховые запасы и, что особенно интересно, не все кардинально диверсифицируют базу поставщиков. Отдельное исследование McKinsey демонстрирует, что компании, имеющие небольшой пул постоянных поставщиков, более защищены от перебоев в поставках.

Вероятно, со временем некоторые отрасли при мощной финансовой и политической поддержке государства трансформируют и даже перенесут цепи поставок на другие рынки, но сейчас лидеры делают основой своей устойчивости детализированную картографию поставщиков, единство интересов участников цепей и развитие технологий. Поговорим об этом более подробно.

Картография поставщиков

Насколько прозрачна ваша цепь поставок? Как правило, компании знают все о своих поставщиках и их бизнес-моделях. В редких случаях они также осведомлены о ключевых поставщиках своих поставщиков. Когда же дело доходит до третьего эшелона (поставщики сырья и базовых комплектующих), их, как правило, не знает никто. Между тем, компания Ford, проведя анализ, пришла к выводу, что ключевые риски в цепи связаны не с самыми крупными поставщиками, а с поставщиками наиболее критических компонентов, часть из которых могут находиться во втором и даже третьем эшелоне.

Картография поставщиков позволяет выявить пробелы в ваших знаниях: например, вы можете выяснить, что кто-либо из партнеров ваших поставщиков находится на грани банкротства. В этом случае можно поддержать поставщика заказами или предоплатами, приобрести для него сырье или выкупить его бизнес. Параллельно вы сможете ответить на вопрос о возможности перенести производство в рамках одной страны в случае пандемии или иных происшествий.

Об авторе

Егор Переверзев — профессор бизнес-практики Школы управления «Сколково».

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте