Операционное управление
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Ключевые изъяны современных корпораций

Гэри Хэмел

Крупные организации любого типа непременно сталкиваются с целым рядом генетических заболеваний, от которых традиционная терапия явно не излечит. Прежде всего, они инертны. Будущее застает их врасплох, потому что пока кризис не грянет, они ничего не меняют, когда же приступают к масштабным реформам, то запоздало, судорожно — и, как правило, при этом приходится увольнять все руководство. А без кровопролития динамика перемен в менеджменте крупнейших компаний мира напоминает вечное правление каких-нибудь классических тиранов-автократов в отсталых странах, и по вполне понятной причине: отсутствуют механизмы, способствующие активному и инициируемому снизу обновлению.

Во-вторых, крупные организации по природе своей консервативны. При всех своих преимуществах давние игроки рынка редко пускаются на серьезные, меняющие правила инновации. Нет, конечно, и гендиректор из ветеранов понимает ценность инноваций, но он унаследовал такие организационные структуры и процессы, которые в корне пресекают оригинальную мысль и неустанное экспериментирование. Как ни странно, большинство гендиректоров, видимо, смирились с ситуацией, поскольку мало кто осуществляет инновации с таким пылом и упорством, с каким они добиваются операционной эффективности. Их излюбленная стратегия — приобретать молодые компании, которые еще не утратили собственный инновационный раж (впрочем, после слияния они его обычно утрачивают).

Читайте материал по теме: Что потеряет общество, если бизнес перестанет быть уважаемым делом

И наконец, крупные организации бедны эмоционально. Менеджеры умеют добиваться послушания и прилежания, но теряются, когда требуется оживить тот энтузиазм, которым вдохновляется жизнь в соцсетях. Инициатива, воображение и страсть не подчиняются принуждению, это свободный дар. Каждый день сотрудники решают, нести эти дары на работу или нет, и многие данные указывают, что большинство предпочитает хранить свои дары дома. Последний опрос Gallup по 142 странам выявил, что лишь 13% персонала по-настоящему увлечены своей работой. Представьте себе столь же неэффективный двигатель: лишь 13% потребляемого им бензина идет в дело. Вот о таких масштабах пустых расходов мы и говорим. Крупные организации больше растрачивают человеческий потенциал, чем по-настоящему используют.

Инертные. Консервативные. Неэмоциональные. Ветер креативной деструкции крепчает, и эти недостатки превращаются в опасный корпоративный недуг. Но почти никто не добился успеха в преодолении этих слабостей. И различные патентованные средства — вики для обмена идеями, бизнес-инкубаторы, сотрудничество в интернет-среде, дизайнерское мышление, «аутентичное лидерство» и так далее — все это лишь обезболивающие, а не серьезные препараты, которые нужны для излечения современного корпоративного мира. Они не более эффективны, чем прежние десятки мер. Вспомните Т-группы, тотальный менеджмент качества, команды с высокой эффективностью, «внутреннее предпринимательство», реинжиниринг, самообучающиеся организации, практические сообщества, менеджмент знаний, клиентоцентричность. Все эти меры были своевременными, иные, и правда, помогли, но никому не удалось сделать компании более адаптивными, инновационными и просто увлекательными. Генетические мутации не лечатся бинтами, пластырями и даже пластической хирургией.

Читайте материал по теме: Эпохи менеджмента: краткая история

Чтобы выстроить жизнеспособную организацию, нужно заглянуть глубже, гораздо глубже. Сталкиваясь с беспрецедентными вызовами, например когда темп перемен заметно ускоряется, нужно задумываться как раз о тех вещах, о которых мы раньше не вспоминали, разобраться со своими предвзятыми мнениями, которых мы не замечаем, как рыба не замечает воду вокруг нее. Деятельность любой системы (правительства, армии, церкви, крупной корпорации) ограничена парадигмой коренных представлений членов этой системы, теми основными принципами, которые запечатлены в ее кредо и вложены в ее структуры.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте