Операционное управление
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Опыт Zappos: без среднего менеджмента никак не обойтись

Джим Уайтхерст

Менеджерам среднего звена приходится тяжко. Во многих компаниях их безжалостно сокращают, а уцелевших считают либо ненужными, либо и вовсе бюрократическими палками в колесах организации. Это несправедливо и к тому же ошибочно.

Посмотрите, что сейчас происходит в Zappos. Сколько было написано о том, как там приняли систему самоуправления — холархию, отказавшись от титулов. И никаких менеджеров. А что в итоге? Только в мае 14% сотрудников предпочли покинуть компанию. Так что да, хвалю за решимость снести лишние преграды, однако извести их под корень — вовсе не решение.

Менеджеры среднего звена все еще играют существенную — и даже возрастающую — роль в успехе любой организации, просто факторы их значимости по сравнению с прошлым изменились. В традиционных иерархиях менеджер среднего звена контролировал информационные потоки и следил за производительностью персонала. Роли были четко определены, все указания передавались сверху вниз, те, кто посередине, как раз и служили передаточным звеном. Но мы вступили в эпоху, когда информация распространяется гораздо свободнее, а иерархические ступени размыты.

Менеджеры среднего звена играют теперь иную роль, чем их предшественники из эры «команды и контроля», а значит, и навыки требуются новые. Согласно исследованию Harvard Business Review, примерно 67% компаний видят необходимость пересмотреть программы развития менеджеров среднего звена. В Red Hat мы разработали список ключевых навыков, необходимых управленцу в нашей компании. Эти люди заслуживают особого внимания — именно в среднем звене мы насчитываем немало звезд, и вот чем они так ценны.

Влияние

Многие думают, что менеджеры среднего звена стали бесполезны, потому что не принимают непосредственно решений. Но это неправда. Они связывают высшее руководство компании с теми, кто напрямую отвечает за повседневную работу. Они могут существенно повлиять на результат, поскольку корректируют направление действий даже самых самостоятельных команд.

Теперь они руководят по-новому: не командуя, а влияя. Современный специалист пропускает мимо ушей категоричное: «Делай, что велено». Менеджер среднего звена теперь не красуется перед подчиненными и не заискивает перед начальством, а должен приобрести репутацию, доверие и влияние — для этого нужно выслушать обе стороны и создать тот контекст, в котором удастся принять разумное решение. Создание нужного контекста — вот его главная обязанность.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте