Принятие решений
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Шесть принципов здравого суждения

Эндрю Ликерман
Фото: Tim Flach/Getty Images

Пора определиться. Факты собраны, аргументы за и против перечислены, но чаша весов, кажется, не склоняется ни в одну из сторон. Собравшиеся за столом обращают взоры к генеральному директору. Они ждут, что он вынесет здравое суждение — интерпретирует имеющуюся информацию и сделает верный выбор.

Умение выносить суждения (формировать мнения и принимать решения, задействуя личные качества, значимые знания и опыт) «лежит в основе образцового лидерства» — утверждают Ноэль Тичи и Уоррен Беннис, авторы книги «Judgment: How Winning Leaders Make Great Calls». Это умение позволяет сделать разумный выбор в отсутствие необходимых данных. Все мы способны формировать мнения и интерпретировать информацию. Вопрос в том, достаточно ли здраво наше суждение.

Что же делает его таковым? На этот счет сломано немало копий. Некоторые эксперты утверждают: чтобы вынести качественное суждение, требуется чутье, или интуиция — то, что позволяет на подсознательном уровне сочетать богатый опыт с аналитическими навыками и за счет этого переживать озарение или находить неочевидные закономерности. Это определение кажется ясным, но оно не помогает нам понять, как научиться выносить или хотя бы распознавать такое суждение.

Чтобы выяснить это, я побеседовал с гендиректорами многих компаний — от мировых гигантов до стартапов. Я обратился к специалистам в разных областях: старшим партнерам юридических и бухгалтерских фирм, генералам, врачам, ученым, священникам и дипломатам. Я попросил их поделиться наблюдениями за тем, как они сами и другие люди выносят суждения. Я хотел установить, какие умения и поведенческие шаблоны обуславливают инсайты и открывают глаза на скрытую логику ситуации. Я изучил соответствующую литературу по лидерству и психологии.

Мне удалось заметить, что руководители со здравыми суждениями — обычно внимательные слушатели и читатели, способные разглядеть глубинный смысл высказываний и за счет этого выявить паттерны, ускользающие от внимания окружающих. Широта их опыта и связей позволяет им заметить параллели или аналогии, не видимые другим. Если они чего-то не знают, у них есть к кому обратиться — и на чье суждение положиться. Такие люди обращают внимание на свои эмоции, замечают собственные предубеждения и умеют выносить их за скобки. Они с легкостью расширяют число рассматриваемых вариантов решения. Наконец, они не теряют связи с реальностью: делая выбор, сразу думают о его реализации.

Суждения, выносимые лидерами, определяются их уникальным подходом к работе, их умениями и связями. В этой статье я расскажу о шести основных критериях, определяющих качество суждения, — я назвал их познание, доверие, опыт, отстранение, варианты и реализация — и о том, как их улучшить.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте