Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Пять мифов о стратегии

Стивен Банги
Иллюстрация: JORG GREUEL/GETTY IMAGES

Есть ложь, есть большая ложь, а есть мифы. И из всех трех мифы — это худшее из зол.

Ложь легко обнаружить, если только вы не заперлись в эхо-камере своих социальных сетей. Исключение составляют случаи, когда ложь по-настоящему велика. Обычно, если люди сталкиваются с большой ложью, они начинают сомневаться в себе, думая: «Может быть, я что-то до этого не так понимал». Вот почему политики и пропагандисты врут по-крупному. Они не столько пытаются выдать свои утверждения за правду, сколько стремятся посеять сомнения и вызвать замешательство относительно того, что вообще такое правда. Это плохо, но разумный человек вполне способен сопротивляться большой лжи с помощью имеющихся в его распоряжении данных и доказательств.

Мифы представляют собой иную, изощренно сконструированную ловушку, которая может заставить поверить во что-то даже умных людей. Обычно мифы основаны на некой полуправде и не сбивают с толку сразу же, как только вы начинаете следовать им. Ошибка становится очевидной только по прошествии времени, когда все неправильные варианты уже были выбраны, а ущерб понесен.

Мы можем встретить мифы в большинстве сфер человеческой жизни, и такое понятие, как стратегическое мышление, не является исключением. Вот пять наиболее распространенных и вредных мифов, с которыми мне довелось повстречаться за свою долгую карьеру.

Миф первый: стратегия — это всегда о долгосрочном

Почему это звучит правдоподобно

В некоторых отраслях основы конкуренции могут не меняться десятилетиями, и руководители, придерживающиеся своих стратегий как во время спадов, так и во время подъемов и не обращающие внимания на поверхностные шумы, обычно преуспевают.

Почему это заблуждение

На самом деле именно в тех случаях, когда давние предположения относительно экономической отрасли подвергаются сомнению, и происходят стратегические изменения. И эти изменения необходимо совершать очень быстро. Восприятие стратегии как некого вида долгосрочного обязательства может помешать вам понять, что вам требуется стратегия не относительно долгосрочной или краткосрочной перспективы. Стратегия нужна для основных функций вашего бизнеса: источников формирования стоимости и основ конкуренции. Чтобы привести стратегию в порядок, мы должны расширять наше мышление не линейно во времени, а вглубь. Стратегия вовсе не про то, что мы будем делать в будущем. Она про то, что мы делаем сейчас для того, чтобы придать будущему выгодные для нас очертания.

Миф второй: подрывные инноваторы постоянно меняют стратегию

Почему это звучит правдоподобно

Кажется, что Amazon и большие цифровые платформы вроде Google и Facebook* постоянно меняют стратегию, ведь они инвестируют огромные суммы в инновации и каждый год предлагают рынку новые продукты и сервисы. Но инновации легко можно спутать со сменой стратегического направления, впрочем, иногда они действительно вызывают такие изменения.

Почему это заблуждение

* деятельность на территории РФ запрещена

Об авторе

Стивен Банги (Stephen Bungay) — директор Ashridge Strategic Management Centre в Лондоне, автор книги The Art of Action: How Leaders Close the Gaps Between Plans, Actions and Results.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте