Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему iPhone так популярен, а Google Glass никому не нужны

Антонио Ньето-Родригес , Уитни Джонсон
Фото: veeterzy / Unsplash

Правильно выбранное время запуска проекта — ключевой фактор его успеха. Тем не менее очень немногие компании выработали стратегически важный навык находить подходящий момент. Если запустить проект слишком рано, велика вероятность, что он не будет завершен к намеченному сроку (или вовсе обернется провалом).

Отличный пример — проект Google Glass, стартовавший 15 апреля 2013 года и закрытый в 2015 году. За два года, прошедших с момента запуска этого продукта, его разработчики не добились почти никакого прогресса — было непонятно, можно ли считать результат готовым продуктом или это все еще прототип. И несмотря на храбрые попытки вывести эти «умные очки» на рынок (посредством демонстрации их использования во время прыжков с парашютом или на модных показах), они так и не нашли по-настоящему практического применения и не совершили никакой революции.

Обратный пример — бренд iPhone от компании Apple. Создать смартфон Стиву Джобсу впервые предложили в 2001 году. Ему очень понравилась эта идея, особенно возможность поставить с ног на голову телекоммуникационный сектор, который в то время был одной из самых прибыльных и быстрорастущих отраслей. Но несмотря на привлекательность этого замысла, Джобс отказался запустить проект по его воплощению.

Джобс дал понять своей управленческой команде, что силы и основные ресурсы Apple должны быть направлены на обслуживание двух ее стратегических приоритетов — расширение iTunes и закрепление iPod в качестве нового гаджета для прослушивания музыки. Он поручил нескольким инженерам продолжить проработку концепции смартфона, создать несколько прототипов и работать в партнерстве с другими игроками телекоммуникационного рынка. И только в 2004 году, через три года после исходного предложения, был запущен официальный проект. Поразительно, правда?

Как показывают эти два примера, умение определять, когда вложить ограниченные ресурсы вашей компании в проект, имеет стратегическое значение. И все же сейчас нет никакой управленческой инфраструктуры, которая могла бы помочь руководителям компаний или частным лицам принимать жизненно важные решения о том, настал ли нужный момент.

Применение S-образной кривой для моделирования разработки проекта

Схему на основе S-образной кривой впервые популяризировал Эверетт Роджерс, оценивавший с ее помощью, насколько быстро появляющиеся новинки проникнут на рынок, войдут в употребление и получат широкое распространение. Уитни (один из авторов статьи) использует эту кривую в моделировании личного развития и обучения. S-образная кривая также может помочь лицам, принимающим решения, увидеть подходящий момент для инициирования нового проекта и затем моделировать его развитие.

Основание S-образной кривой соответствует фазе медленного, незначительного роста. «Медленный» — понятие относительное. В нашей среде быстрого обновления и изменения никто не может себе позволить медлительность. Но для предприятия, изучающего новую идею и возможность запуска проекта для ее воплощения, основание S-образной кривой соответствует периоду исследования этой идеи, на протяжении которого на долю потенциальной новинки приходится относительно мало ресурсов. Цель этой фазы — убедиться, что рассматриваемая идея и правда содержит в себе возможность — или не содержит. Именно на этом этапе нужно найти ответы на шесть приведенных ниже важных, основополагающих вопросов.

Этот проект уже осуществлялся раньше?

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте