Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Сделай сам: удачная бизнес-модель

Касадесус-Мезанелл Реймон , Рикарт Джоан

Последние 30 лет основой конкурентоспособности была прежде всего стратегия, но, вероятно, в будущем стабильные преимущества будут зависеть главным образом от бизнес-модели. В 1990-е годы, в период «конвергенции» информационных и коммуникационных технологий, деловой мир уже пережил короткое увлечение бизнес-моделями. Сейчас интерес к ним возродился, чему способствовало сокращение госрегулирования, появление новых технологий, глобализация и распространение идей устоичивого развития. По сообщениям IBM Institute for Business Value, который с 2006 года раз в полгода проводит глобальный опрос генеральных директоров компаний из многих отраслей, эти руководители считают своим главным делом выстраивание инновационных бизнес-моделей. Как показало исследование 2009 года, 7 компаний из 10 разрабатывают новые бизнес-модели, а 98% (невероятная цифра!) так или иначе корректируют уже существующие. Вне всякого сомнения, тенденция будет устоичивой.

И в этом нет ничего удивительного. Начать с того, что волну инноваций вызвало стремление международных корпораций проникнуть на рынки развивающихся стран, особенно тех, что занимают место в середине или у основания пирамиды доходов. В развитом мире экономический спад заставляет компании модернизировать свои бизнес-модели или создавать новые предприятия. Кроме того, один за другим появляются конкуренты, обладающие новыми технологиями и работающие с низкими издержками. Они угрожают благополучию старожилов, перекраивают отрасли и прибирают к рукам прибыль. Способы, которыми компании всего мира посредством своих бизнес-моделей создают стоимость и получают прибыль, кардинальным образом изменяются — это факт.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте