Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему не работают чужие модели успеха

Дэвид К. Хёрст

Если организация стремится к хорошим результатам, ей есть чему поучиться на примерах историй успеха из прошлого. Но как рассматривать эти истории? Многие консультанты предлагают так называемый «инженерный подход».

1. Найдите несколько примеров компаний, которые успешно справились с похожими задачами и вызовами.

2. Мысленно «отмотайте» время назад и докопайтесь до причин их успеха. Найдите у них общие черты.

3. Сгруппируйте общие для них «факторы успеха» в сеть правил и принципов, которые должны соблюдаться всеми, кто хочет достичь схожих результатов.

Этот подход выглядит весьма многообещающим, и количество консалтинговых компаний, которые его рекомендуют, растет. Однако он не работает на практике.

Давайте для начала рассмотрим яркий и экстремальный пример. В самом начале Войны в Ираке президент Джордж Буш-младший выразил надежду на то, что Ирак станет демократической страной и послужит примером всем тоталитарным режимам на Ближнем Востоке. Затем американцы создали в нем подобия институтов, работающих в их собственной стране. Однако эти действия оказались недостаточными. Ирак по-прежнему далек от того, чтобы его можно было назвать демократической страной.

Схожую ситуацию можно наблюдать и в среде менеджеров.

«Инженерный подход» ими настойчиво предлагается, однако терпит неудачу за неудачей. Например, ученые Ким Вичан и Рене Моборн проанализировали успех таких компаний, как Cirque du Soleil, и заявили, что нашли ключ к успеху. Даже если учитывать безусловно уникальный контекст каждого из подобных проектов, по словам Кима и Рене, похоже, что эти компании применяли принципы «стратегии голубого океана» (Blue Ocean Strategy). Как иначе им удалось пробиться наверх сквозь толпы конкурентов?

К сожалению, этот подход не слишком помог успеху национальной политики, и также обстоит дело и со стратегиями компаний. Менеджеры быстро понимают, что они не могут повторить все эти чудесные истории из прошлого, а абстрактных, хотя и якобы неопровержимых принципов невозможно придерживаться в реальной жизни. Иногда им удается скопировать некоторые черты у крупных компаний или научиться произносить правильные речи об успехе предприятия. Но пока идут подобные разглагольствования, компания никуда не движется.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте