Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Три способа улучшить стратегическое планирование

Роджер Мартин

В большинстве компаний стандартный процесс создания стратегии включает в себя три обязательных элемента: 1) вы ждете ежегодной поры отчетов и составления планов и тогда и пересматриваете стратегию; 2) вы отталкиваетесь от анализа SWOT и 3) вы начинаете сам процесс с длинного и мучительного упражнения: пытаетесь выразить словами миссию, видение, честолюбивые цели организации.

Это все привычные, успокаивающие занятия. И практически бесполезные. Давайте рассмотрим каждое из них в отдельности.

Годичный цикл построения стратегии

Я проверял и точно знаю: конкуренты не станут ждать вашего ежегодного отчета, а нападут раньше, клиенты не станут ждать, а переметнутся к конкурентам, и новые технологии также ждать не станут — обскачут вас и вашу продукцию.

Стратегия не подчиняется бюрократическому, антирыночному хронометражу. Выбирая определенную стратегию, вы прежде всего должны определить, от каких факторов рынка — предпочтений клиентов, поведения конкурентов, ваших собственных возможностей — зависит эта стратегия, и впредь прилежно следить за ними.

Пока эти рыночные факторы не изменятся, нет причины и (даже вредно) менять стратегию. Но как только один из заложенных вами в расчеты параметров утратит достоверность, стратегию придется пересмотреть и исправить. И не ждите урочного часа, не играйте на руку своим соперникам.

Начинать с анализа SWOT

Чаще всего именно с этого анализа стартует обсуждение новой стратегии. Но ведь не существует преимуществ, слабостей, возможностей и угроз «вообще».

Ваши преимущества имеют смысл лишь в контексте определенного выбора: «где играть и как выиграть» (WTP/HTW), и в этом же контексте следует рассматривать большую часть слабостей, возможностей и угроз. Итак, проводить анализ до того, как сложится расклад WTP/HTW — пустое занятие. В итоге SWOT отнимает много времени и средств и никого не убеждает — и вообще не приносит пользы. Припомните, когда в последний раз, читая анализ SWOT, вы вдруг ухватили блистательную идею? Не припоминаете? Все потому, что этот анализ расползается на мили в ширину, а уж в глубину проникает не более, чем на сантиметр.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте