Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

На каких рынках Apple сможет совершить новый прорыв

Скотт Энтони

После десятилетия беспрецедентного роста 2013 год аналитики списали как год, неудачный для Apple. Большинство экспертов единодушны в том, что послужило тому причиной: после смерти основателя компании, Стива Джобса, иссякли инновационные прорывы. Однако с нашей точки зрения корни проблемы уходят куда глубже: отрасли, в которых уникальная подрывная формула Apple наиболее действенна, оказались чересчур узкими для стремительного роста корпорации.

В теории подрывных инноваций Apple может рассматриваться как исключение и даже как опровержение правил. За десять лет, с 2003 по 2013 год, оборот возрос с 7 миллиардов до 171 (!), благодаря тому, что компания вышла на уже устоявшийся (хотя еще не переставший расти) рынок с тем же функционалом, только усовершенствованным, хотя согласно теории это заведомо проигрышный шаг. В 2008 году мы уже высказывали предположение, что ключом к успеху Apple оказалась особая подрывная стратегия — «подрыв цепочки создания стоимости». То есть новичок не предлагает новую технологию, которая могла бы подорвать бизнес-модель уже работающих компаний, а разрывает всю давно сложившуюся цепочку создания стоимости, захватывая контроль над ключевыми ее элементами. Так Apple, объединив гаджет iPod, удобную ПО и музыкальный магазин iTunes, смела существовавший на тот момент музыкальный бизнес, всю цепочку: от студийных записей и розничной торговли дисками до производителей MP3-плееров. Стив Джобс ухитрился убедить самые известные студии продавать их главное достояние — песни — по 99 центов. На этом Apple и поднялась.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте