Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»
На каких рынках Apple сможет совершить новый прорыв
Скотт ЭнтониПосле десятилетия беспрецедентного роста 2013 год аналитики списали как год, неудачный для Apple. Большинство экспертов единодушны в том, что послужило тому причиной: после смерти основателя компании, Стива Джобса, иссякли инновационные прорывы. Однако с нашей точки зрения корни проблемы уходят куда глубже: отрасли, в которых уникальная подрывная формула Apple наиболее действенна, оказались чересчур узкими для стремительного роста корпорации.
В теории подрывных инноваций Apple может рассматриваться как исключение и даже как опровержение правил. За десять лет, с 2003 по 2013 год, оборот возрос с 7 миллиардов до 171 (!), благодаря тому, что компания вышла на уже устоявшийся (хотя еще не переставший расти) рынок с тем же функционалом, только усовершенствованным, хотя согласно теории это заведомо проигрышный шаг. В 2008 году мы уже высказывали предположение, что ключом к успеху Apple оказалась особая подрывная стратегия — «подрыв цепочки создания стоимости». То есть новичок не предлагает новую технологию, которая могла бы подорвать бизнес-модель уже работающих компаний, а разрывает всю давно сложившуюся цепочку создания стоимости, захватывая контроль над ключевыми ее элементами. Так Apple, объединив гаджет iPod, удобную ПО и музыкальный магазин iTunes, смела существовавший на тот момент музыкальный бизнес, всю цепочку: от студийных записей и розничной торговли дисками до производителей MP3-плееров. Стив Джобс ухитрился убедить самые известные студии продавать их главное достояние — песни — по 99 центов. На этом Apple и поднялась.