Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Не путайте стратегию с планированием

Роджер Мартин

Мне кажется, что я слышу фразу «нам нужно разработать стратегический план» на порядок чаще, чем «нам нужно выработать стратегию». А все из-за того, что люди понимают под стратегией упражнение, результатом которого является план. В этой концепции стратегия — это длинный список проектов, для каждого из которых определены временные рамки и выделены ресурсы.

Представляется занимательным, по крайней мере мне, тот факт, что сами инициативы называются «стратегиями». Т. е. каждый конкретный проект считается стратегией, а план — это упорядоченный список стратегий.

Но чем же такой стратегический план отличается от обыкновенного бюджета? Многие люди, с которыми я работаю, с трудом различают эти два понятия и задаются вопросом, зачем компании иметь и то, и другое. И я думаю, что их недоумение оправдано. Подавляющее большинство стратегических планов, которые я видел за 30 лет своей работы, были просто многословными бюджетами. Возможно, причина этого в том, что в большинстве организаций финансы тесно связаны со стратегическим процессом. Однако подобная картина также служит причиной антипатии к стратегическому планированию, особенно среди рядовых управленцев. Я знаю совсем немного людей, которые с нетерпением ожидают начала нового этапа планирования.

Чтобы сделать создание стратегии более интересным и творческим, а также разделить этот процесс с формированием бюджета, мы должны избавиться от помешательства на планировании. Стратегия это не планирование, это работа над последовательным набором решений, которые позиционируют фирму в ее отрасли для создания устойчивого преимущества перед конкурентами и стабильных прибылей. Я обнаружил, что когда рядовые менеджеры уясняют для себя, что стратегия — это не бюджет с приделанными к нему красивыми словами, они начинают испытывать к ней гораздо больше интереса.

Читайте материал по теме: От стратегии не будет проку, если не произойдут кардинальные сдвиги

Разумеется, стратегия не может быть реализована без инициатив, вложений и бюджетного планирования. Но прежде чем заниматься всем этим, вам следует сконцентрировать усилия руководителей на собственно стратегии, которая выстроит логику всех последующих действий.

Стратегия — это слово в единственном числе. У конкретного бизнеса может быть только одна стратегия, а не целый набор. Это единый набор решений: к чему мы стремимся? На каком поле мы будем играть? Каким образом мы добьемся победы? В чем мы должны быть сильны? Какие управленческие системы нужно внедрить?

Стратегия говорит вам о том, какие инициативы разумны, а какие нет, какие из них принесут желаемый результат, а какие провалятся. Когда есть такая стратегия, то планирование становится легкой задачей. Вдобавок, будет меньше споров по поводу того, что включать в годовой план, потому что стратегия позволяет понять, что критично, а что нет.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте