Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как компаниям заработать в неспокойные времена

Маршалл Голдсмит

Вопрос этой недели:

Взлеты и падения в экономике неизбежны. Наша компания запаслась двумя сценариями: один для лучших времен, другой для худших. Когда начинается упадок, мы немедленно переключаемся на второй сценарий, где точно прописано, как себя вести. Нравится ли вам эта идея? И есть ли у организации возможность не просто выживать, но и зарабатывать в плохие времена?

За ответом на этот вопрос я обратился к Филипу Котлеру, гуру маркетинга и преподавателю Северо-Западного университета. Филип в соавторстве с Джоном Каслионе написал книгу «Бизнес в условиях хаоса». И вот его совет предпринимателям.

Филип Котлер: Два сценария — для тучных и для тощих лет — это хорошая идея, только этого мало. Например, как только начинается упадок, компании сокращают зарплаты, бюджеты на рекламу и развитие. Но если сокращать механически, не учитывая ни причин упадка, ни действий конкурентов, ни вероятную продолжительность и силу кризиса, то никакого проку от этих мер точно не будет. Я против таких автоматических реакций.

Компания может зарабатывать в тяжелые времена. Некоторые фирмы оказываются в привилегированном положении, потому что умеют предлагать товары по низким ценам — как Wal-Mart и McDonald’s во время Великой рецессии. У подобных организаций в условиях стагнации рынка объем продаж вырастет, хотя маржа оказывается ниже обычной. Такие фирмы уверенно переживают кризисы.

Читайте материал по теме: 5 проблем, за которые венчурным капиталистам давно следовало бы взяться

У других компаний имеется ряд возможностей:

Мы перечислили правила поведения в условиях кризиса. Но есть ли возможности предвосхитить следующий? Любая компания уязвима, ей грозят не только экономические потрясения, но и подрывные инновации, изменения в технологиях, новые игроки на мировом рынке. Поэтому вопрос правильнее формулировать так: есть ли способ предвосхитить подрывные факторы? Организации чаще всего не справляются с задачей мониторинга окружающей экономической среды, не замечают вовремя надвигающихся угроз. Им недостает системы раннего оповещения, а как раз это помогло бы существенно смягчить удар и спасти компанию от хаоса, одна из причин которого — ее собственная близорукость.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте