Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»
Как компаниям заработать в неспокойные времена
Маршалл ГолдсмитВопрос этой недели:
Взлеты и падения в экономике неизбежны. Наша компания запаслась двумя сценариями: один для лучших времен, другой для худших. Когда начинается упадок, мы немедленно переключаемся на второй сценарий, где точно прописано, как себя вести. Нравится ли вам эта идея? И есть ли у организации возможность не просто выживать, но и зарабатывать в плохие времена?
За ответом на этот вопрос я обратился к Филипу Котлеру, гуру маркетинга и преподавателю Северо-Западного университета. Филип в соавторстве с Джоном Каслионе написал книгу «Бизнес в условиях хаоса». И вот его совет предпринимателям.
Филип Котлер: Два сценария — для тучных и для тощих лет — это хорошая идея, только этого мало. Например, как только начинается упадок, компании сокращают зарплаты, бюджеты на рекламу и развитие. Но если сокращать механически, не учитывая ни причин упадка, ни действий конкурентов, ни вероятную продолжительность и силу кризиса, то никакого проку от этих мер точно не будет. Я против таких автоматических реакций.
Компания может зарабатывать в тяжелые времена. Некоторые фирмы оказываются в привилегированном положении, потому что умеют предлагать товары по низким ценам — как Wal-Mart и McDonald’s во время Великой рецессии. У подобных организаций в условиях стагнации рынка объем продаж вырастет, хотя маржа оказывается ниже обычной. Такие фирмы уверенно переживают кризисы.
Читайте материал по теме: 5 проблем, за которые венчурным капиталистам давно следовало бы взяться
У других компаний имеется ряд возможностей:
- Снизить цены, чтобы соотношение товара и цены на него устраивало покупателя. Можно внести изменения в прейскурант или же проводить больше акций (дисконт, два предмета по цене одного и т. д.)
- Предлагать более дешевую версию вашего товара без каких-то дополнительных функций, с сокращенным набором опций. Этот дешевый вариант составит жесткую конкуренцию вашему более дорогому предложению, но лучше это сделаете вы, чем другие фирмы.
- Добавьте что-то к стандартному набору: например, бесплатную доставку, более продолжительную гарантию или удобную политику возврата товара. Так, автоконцерн Hyundai во время Великой рецессии принимал автомобиль обратно, если покупатель лишался работы.
- Выбирая любую из перечисленных мер, убедитесь, что при этом вы не лишаетесь именно тех качеств, за которые компанию любят и уважают ваши клиенты. Например, если вашей организацией восхищаются за качество обслуживания, то ни в коем случае нельзя экономить на нем и рисковать. Вникните в новые проблемы своих клиентов и подумайте, как вы могли бы помочь им. Нужно показать людям возможные варианты решения их проблем.
Мы перечислили правила поведения в условиях кризиса. Но есть ли возможности предвосхитить следующий? Любая компания уязвима, ей грозят не только экономические потрясения, но и подрывные инновации, изменения в технологиях, новые игроки на мировом рынке. Поэтому вопрос правильнее формулировать так: есть ли способ предвосхитить подрывные факторы? Организации чаще всего не справляются с задачей мониторинга окружающей экономической среды, не замечают вовремя надвигающихся угроз. Им недостает системы раннего оповещения, а как раз это помогло бы существенно смягчить удар и спасти компанию от хаоса, одна из причин которого — ее собственная близорукость.