Стратегия

«Я призываю думать не только о голубых океанах»

Евгения Чернозатонская

Психолог, консультант и эксперт в области стратегии «голубого океана» Габор Берт в интервью «Harvard Business Review — Россия» рассказал, чем «голубой океан» отличается от «голубого озера» и «голубого моря», и объяснил, как можно вдохновить на креативное мышление любого человека всего за 20 минут.

Вы один из евангелистов теории «голубого океана» — она о новых просторах в бизнесе. Чтобы найти новое, нужно воображение, но люди одарены им в разной степени. Можно ли развить свою способность к воображению, будучи взрослым человеком?

Я думаю, потенциал творческого мышления есть у каждого, ведь именно так мы познаем мир. У детей, безусловно, своя «лицензия на творчество». Помню, как ребенком я смотрел на муху на столе. Потом она исчезла, и я стал смотреть под стол, думая, что она упала, и лишь потом понял, что не все то, что исчезает, падает вниз: оно может оказаться в других местах. Люди просто не позволяют себе восстановить связь между познанием и творчеством. Кен Робинсон, один из крупнейших современных экспертов в области образования, говорит, что школа отучает от креативности, вместо того чтобы ее пестовать.

То есть не у всякого взрослого, тем более не у всякого топ-менеджера, креативности достаточно. Как в таком случае он начнет что-то новое, даже если и понимает, что это нужно бизнесу?

Консультируя по всему миру бизнес-лидеров и государственных деятелей, я предлагаю им сделать одно упражнение. Называется оно «набор для воображения», и есть даже такой сайт — imaginationkit.com. Я даю им простые предметы — газету, воздушные шары, мешочек риса — и говорю: «Придумайте игру с этими предметами, самую забавную и интересную, на какую вы способны. У вас 20 минут». И каждый раз люди немедленно начинают играть и творить. И когда они увлеклись, я говорю им: «Посмотрите, что вы сейчас сделали. Видите, это внутри вас? Вам только надо дать этому выход». У каждого СЕО должен быть способ, пусть даже такой простой, восстановить связь со своей естественной креативностью и помочь в этом людям. В культуре таких компаний, как, например, Google, Amazon или Virgin, это есть.

Выступая на конференции TED, вы говорили о том, что, если ты находишься за стенами, надо непременно выйти наружу. Но выход за пределы своего пространства осознается нами как риск. Некоторые люди к нему склонны, другие его избегают. А ваша стратегия, стратегия «голубого океана»,

требует от своих адептов готовности рисковать.

За стенами надежнее, если знаешь, где они. Много лет назад, когда четкие границы пролегали между отраслями, между национальными рынками, между потребителями и компаниями, легко было сказать, что внутри стен комфортно. Но случилось вот что: стены исчезли. Вы не можете сказать: сейчас мы работаем только на российском рынке — и поэтому мы в безопасности. Всегда может прийти кто-то извне. Вы не можете сказать: я в своей отрасли. Возьмите хоть iPhone. Он объединяет 10-15 различных отраслей: телекоммуникации, оптику, видео, телевидение, навигацию, безопасность, банковское дело. Стены исчезают, и самый большой риск — быть уверенным, что есть стена, когда ее больше нет.

Как же вы помогаете выйти наружу самым осторожным?

Я призываю их думать не только о «голубых океанах». Я говорю: «Океан — это образ чего-то очень большого и очень нового, а вы, быть может, не этого хотите, поэтому давайте используем три уровня переосмысления вашего бизнеса». Первый уровень — «голубое озеро». Это о том, что вы делаете сегодня и как вы можете это улучшить, через те понятия, которые я ввожу. Каковы ключевые болевые точки, точки фрустрации, которую испытывают сегодня ваши клиенты и ваши потребители? Все, что вам надо сделать, — это устранить болевые точки и превратить их в точки удовольствия. Любой бизнес, с которым мне доводилось работать, говорил: «Да, я хочу это сделать. В этом я не вижу риска, только выгоду. Это легко».

И когда они привыкают к этой идее, я предлагаю перейти ко второму уровню под названием «голубое море». Он позволяет расширить то, что вы делаете для своих потребителей. Вы продаете матрасы? А что, если вы станете продавать целые спальни, все, что необходимо в спальне? Тут они могут сказать: «У меня нет желания брать на себя этот риск, это не мой бизнес». И я говорю: «Хорошо, но вы, по крайней мере, посмотрите на возможности, которые это принесло бы».

И наконец третий уровень — «голубой океан». Я предлагаю посмотреть, что они могли бы сделать на пересечении с другими отраслями. Идея в том, что вы можете определить свою готовность к уровню риска, только если посмотрите не весь спектр возможностей. Начиная от «давайте я сосредоточусь на своем нынешнем бизнесе и обеспечу ему постоянный успех» (это «голубое озеро») до «голубого моря» и «голубого океана». Компаниям гораздо удобнее использовать такую структуру, так как они могут выбрать подходящий им уровень риска без необходимости делать что-то совершенно новое.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте