Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Уроки двуликого Януса: что делать руководителям компаний в неспокойные времена

Клаудио Фернандес-Араос
hbr.org

Я живу в Аргентине. За последний месяц я побывал в США, Канаде и Великобритании с серией лекций и готовлюсь поехать скоро еще в одну поездку, на этот раз в Италию. По вполне понятным причинам менеджеры высшего звена, с которыми я встречаюсь, выражают обеспокоенность. В каждой из этих стран в результате недавних выборов или референдумов люди оказались перед лицом политической, социальной и экономической неопределенности, которую всего лишь год назад они и представить себе не могли.

Как сегодняшним лидерам руководить в этих новых условиях? Во времена турбулентности (а я, будучи аргентинцем, повидал их немало) я часто вспоминаю Януса, римского бога начала и конца, от чьего имени происходит название первого месяца нового года – «январь». Янус символизирует рождение мира и человеческой жизни, начало новых исторических эпох и новых предприятий. Он означает перемены и переходы – от прошлого к будущему, от варварства к цивилизации, от юности к зрелости – и чаще всего изображается с двумя головами, смотрящими в противоположные стороны. Именно умение оглядываться назад помогало ему так четко видеть дорогу вперед. А видел он на огромные расстояния.

Я убежден, что руководителям высшего звена и организациям стоит следовать его примеру, в частности, когда речь идет о вложении в талантливых людей.

Рассмотрим исследование Ранджея Гулати, Нитина Нории и Франца Фольгецогена из Гарвардской школы бизнеса, в котором они оценили успешность 4700 компаний в продолжении трех рецессий. Они обнаружили, что лишь 9% вышли из них в лучшем положении, чем вошли, и всех в этой малой группе победителей выделяла сосредоточенность на будущем: они весьма тщательно продумывали, когда и где урезать вложения, но оставались открыты новым возможностям.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте