Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что значит быть менеджером сегодня?

Алексия Камбон , Брайан Кропп , Сара Кларк
Фото: Justin Paget/ Getty Images

Пандемия длится уже год, и становится все очевиднее, как она изменит наши организации. Многие сотрудники станут совмещать работу из дома и офиса и смогут выбирать, когда им работать, как и сколько. В компаниях среднего размера, согласно оценкам Gartner, в ближайшем будущем 46% рабочей силы перейдет в гибридный формат.

Чтобы изучить влияние COVID-19 на будущее работы, мы опросили более 3 тыс. работников умственного труда в удаленных, офисных и гибридных командах, а также 75 HR-менеджеров, включая 20 руководителей из компаний среднего размера. Если не указано иное, все приведенные данные получены по результатам этих опросов 2021 года.

Раньше менеджеров выбирали и повышали в первую очередь за способность управлять сотрудниками и оценивать их результаты при выполнении определенного набора задач. Но в последние пять лет HR-директора стремятся нанимать и обучать менеджеров, которые могут стать хорошими коучами и учителями. Однако после начала пандемии идея о том, что главной задачей менеджеров должен стать коучинг, вновь поставлена под сомнение. Три революционные тенденции могут изменить классическое определение роли менеджера:

Нормализация удаленной работы. И менеджеры, и сотрудники все чаще работают удаленно, и их отношения друг с другом тоже становятся более асинхронными. По оценке Gartner, в 70% случаев хотя бы один человек из пары «менеджер-сотрудник» хотя бы часть времени работает удаленно. Следовательно, резко падает вероятность, что сотрудник и его менеджеры будут одновременно работать над одной задачей. Теперь менеджеры в значительно меньшей степени могут наблюдать повседневную работу сотрудников. Они больше концентрируются на результатах работы и меньше — на процессах.

Технологии для управления сотрудниками. Каждая четвертая компания уже вложилась в новые технологии для мониторинга работы удаленных сотрудников во время пандемии. Например, компании покупают программы для составления расписаний, для аудита расходов с помощью ИИ и даже ИИ-технологии, которые дают сотрудникам обратную связь вместо менеджеров. Все думали о том, как технологии могут автоматизировать задачи сотрудников, но технологии не менее эффективно заменяют и менеджеров. По самым радикальным оценкам, к 2024 году новые технологии смогут выполнять до 69% задач, которые традиционно выполняли менеджеры, — например, распределять задания и контролировать повышение продуктивности.

Меняющиеся ожидания сотрудников. Во время пандемии компании предложили сотрудникам более широкую поддержку (например, в сферах психического здоровья или ухода за детьми), и в отношениях менеджеров с подчиненными большее значение приобрели эмоциональные аспекты и участие. Теперь работники умственного труда ожидают, что менеджеры будут их поддерживать и будут учитывать не только качество их рабочего опыта, но и качество их жизни в целом.

Если автоматизировать управленческие задачи, менеджерам не нужно будет контролировать рабочие процессы. Если взаимодействия становятся все больше виртуальными, менеджеры не смогут управлять подчиненными, лично наблюдая за их работой. И если отношения с сотрудниками станут более эмоциональными, их уже не получится свести исключительно к рабочим задачам. Эти три тренда ведут нас к новой эпохе менеджмента — на новом этапе не так важно следить, что делают сотрудники, важнее понимать, как они себя чувствуют.

Для радикальной гибкости менеджерам нужна эмпатия

Чтобы добиться успеха в этих новых условиях, менеджеры должны действовать с эмпатией. Опрос Gartner 2021 года о будущем менеджмента, в котором приняли участие более 4,7 тыс. сотрудников по всему миру, показал, что к этому готовы лишь 47% менеджеров. Самые эффективные менеджеры будущего — те, кто сможет выстроить со своими подчиненными принципиально иные отношения.

Эмпатия — весьма распространенное и далеко не новое понятие в философии лидерства. Но теперь она станет приоритетом. Эмпатичный менеджер может понять контекст работы и поведения человека. Он не просто понимает факты, которые получает, а проактивно задает вопросы и ищет информацию, стараясь поставить себя на место своих прямых подчиненных.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте