Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Акционерные общества отживают свой век

Роджер Мартин

В своей знаменитой статье «Закат публичных корпораций», опубликованной в американском HBR в 1989 году, Майкл Дженсен проанализировал такое явление, как приобретение компании за счет заемных средств, и выявил соответствующую ему форму корпоративного устройства. Он утверждал, что она окажется более эффективной, поскольку здесь «оплачивается результат, менеджерам и директорам принадлежит значительная часть акций, договоры с владельцами и кредиторами исключают как перекрестное субсидирование входящих в объединение фирм, так и ненужные расходы». Преимущества новой структуры казались Дженсену очевидными, и он предсказывал ее быстрое распространение. Однако четверть века спустя основу корпоративного мира по-прежнему составляют акционерные общества. Как такое может быть в столь изменчивой среде? Конечно, для серьезных перемен нужно время. Еще в 1959 году Питер ­Друкер говорил, что в один прекрасный день работники умственного труда затмят собой работников физического труда, и советовал компаниям заранее учиться управлять этим контингентом сотрудников. Друкер оказался прав, но этот переворот растянулся почти на полвека.

На мой взгляд, у Дженсена были все основания критиковать структуру пуб­личных компаний. Их изъяны, которые он отмечал еще в 1989 году, сделались более очевидными теперь — с распространением хищнических хеджевых фондов, ростом влияния фондовых экспертов и ускорением ротации топ-менеджеров. Все чаще руководители не думают об отдаленной перспективе, лишь бы удовлетворить сиюминутные ожидания финансовых рынков.

Времена, предсказанные Дженсеном, все никак не наступят — это, я полагаю, связано со структурными особенностями той системы, которая, по его мнению, должна была прийти на смену акционерному обществу. Компании, приобретенные за счет кредитов, как правило, заимствуют капитал у партнеров с ограниченной ответственностью, гарантируя им возврат в течение пяти-семи лет. Чтобы выполнить это обещание, приходится вновь акционироваться. Пока такие фирмы нуждаются в публичном рынке, они едва ли смогут конкурировать с акционерными компаниями.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте