Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»
Преференции — протекционизм в новом обличье?
Абрами РеджинПосткризисная эпоха принесет развивающимся странам много нового: международные корпорации будут с удвоенной силой стремиться получить не только их сырье и рабочую силу, но и завоевать новых потребителей. Это, скорее всего, повлечет за собой заключение большого количества соглашений о свободной торговле (ССТ), согласно которым страны в двустороннем порядке снижают или упраздняют таможенные тарифы на некоторые товары. И тогда глобальным корпорациям придется пересматривать свои стратегии и рабочие процессы.
ССТ широко распространились в 1990-х. С их помощью страны обеспечивают своим компаниям выгодные условия торговли, при этом их нельзя заподозрить в протекционизме. Сегодня мало кто решится на протекционизм, поскольку каждая страна зависит от импорта иностранных рынков. Но, распределяя госсубсидии, политики не могут ратовать и за полностью свободную торговлю: по мнению многих, это чревато сокращением рабочих мест и снижением конкурентоспособности местных компаний. Тогда-то и был найден «мягкий» вариант, ведь фактически ССТ заменяют политику протекционизма на политику преференций.