Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что делать, если лучшие сотрудники хотят уволиться

Дэйша Фэйcон Роу
Фото: THOMAS JACKSON/GETTY IMAGES

Вы руководите прекрасными людьми, которые хорошо делают свою работу. У вас эффективная команда: уровень взаимопонимания в ней гарантирует исполнительность и готовность принимать на себя новые вызовы.

И вот ключевой человек в команде неожиданно приносит вам заявление об увольнении.

Проще всего решить, что лучший выход в такой ситуации — удержать сотрудника. Кажется, что так будет лучше для компании, для команды, для вас и всей той работы, что уже проделана. Вы сразу начинаете думать о том, как можно удержать ключевого сотрудника. Может быть, предложить повышение? Прибавку к зарплате? Наделить человека большей ответственностью — и тогда уж точно он никуда не уйдет?

Я больше десяти лет работаю коучем руководителей и знаю: когда менеджеры подходят к решению этого вопроса по-человечески и с эмпатией и на первое место ставят нужды сотрудников (даже если это значит, что в некоторых ситуациях лучше позволить сотруднику уйти из компании), результат может быть оптимальным как для самого сотрудника, так и для компании.

Во-первых, честное обсуждение того, что побудило человека искать новое место работы, фокусирует разговор на том, чего хочется сотруднику и что в этом случае может поменять менеджер. Иногда проблема действительно в зарплате или в занимаемой должности, и в таком случае проблему всегда можно решить с минимальными потерями для команды.

Но если мотив ухода лежит за пределами вашего контроля, то деньги и повышение в качестве стимула помогут только в краткосрочной перспективе. Вы лишь отложите решение проблемы и в конечном итоге будете вынуждены потратить деньги и время на поиск и обучение замены этому сотруднику. Если проблемы, которые на самом деле беспокоят сотрудника, не решены, то этот человек, скорее всего, просто начнет терять мотивацию и перестанет продуктивно работать. А это негативно скажется на всех остальных. Лучший выход для всех в таком случае — дать сотруднику уйти.

Во-вторых, неопределенность таит в себе новые возможности. Несмотря на то, что подобные перемены сложно воспринимать в позитивном ключе, уход сотрудника все же открывает поле для новых действий и решений оставшихся членов вашей команды. Для них это шанс проявить себя и пересмотреть свою роль в компании. Кроме того, такая ситуация дает возможность привлечь к работе новых людей со свежим взглядом и переосмыслить ваши возможности.

Наконец, эмпатия по отношению к сотрудникам, демонстрация того, что вы цените их как людей, а не как рабочую силу, оказывает положительное влияние, которое распространяется не только на вашу команду, но и за ее пределы. Согласно исследованию Gallup, проведенному в 2015 году, сотрудники, которые чувствуют, что руководители заинтересованы в них как в людях, будут в большей степени вовлечены в работу. А вовлеченность, в свою очередь, сильно связана с продуктивностью, инновациями и прибыльностью бизнеса.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте