Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что делать, если коллега скорбит

Джанпьеро Петрильери , Салли Мэйтлис
Иллюстрация: Patrik Svensson

Скорбь ­— естественное человеческое чувство, и все же культура компаний не настроена на людей, переживающих тяжелую утрату. «На работе масса табу, — говорит Ласло Бок, — и одно из самых серьезных — смерть». В день нашего интервью, 2 ноября, Ласло, бывший директор Google по персоналу и один из основателей Humu — стартапа из Кремниевой долины, помогающего топ-менеджерам «гуманизировать» рабочую атмосферу, — отмечал День мертвых. Мексиканская традиция почитания ушедших появилась в Humu по предложению одного из сотрудников. «Мы украсили офис кружевными гирляндами, разложили сладости, люди принесли фото почивших родственников, — рассказывает Бок. — Помянули всех. Мы проводим такие мероприятия, чтобы снять табу с темы смерти и напомнить, что все мы прежде всего люди».

Мы обратились к Боку, потому что он — один из немногих топ-менеджеров, уделяющих внимание этой теме (здесь стоит вспомнить и Шерил Сэндберг из Facebook*, которую переживания после смерти мужа сподвигнули написать книгу в соавторстве с профессором из Уортона Адамом Грантом). Еще в Google Ласло серьезно подошел к вопросу смерти, решив выплачивать «второй половине» любого умершего сотрудника, независимо от должности и стажа, 50% его зарплаты на протяжении 10 лет — плюс ежемесячную субсидию на каждого ребенка-школьника. Это было радикальное и уникальное кадровое решение, эффект от которого, по свидетельству самого Бока, «оказался огромным»: «Новая политика взывала к ценностям и состраданию. Она стала подлинным утешением для смертельно больных сотрудников». Такой подход упростил жизнь и менеджерам, которым раньше приходилось всякий раз в индивидуальном порядке принимать решение о поддержке семей умерших. Впрочем, Бок отлично понимал: финансовая нестабильность — лишь вершина айсберга проблем, вызванных утратой близкого человека.

Гибкий график, сочувствующие начальники, искренние разговоры — все это очень важно для сотрудников в период траура. Но встретить такое понимание — большая удача. Мы — психотерапевты, инструкторы, коучи и коллеги — постоянно видим людей, в одиночку сражающихся с горем на рабочем месте, но слишком редко слышим, чтобы эту тему обсуждали в офисах или на тренингах для менеджеров. Проводя изыскания для статьи, мы беседовали с руководителями, с экспертами по переживанию скорби, с коучами топ-менеджеров, с учеными. Мы знакомились с прорывными исследованиями, книгами и статьями о смерти и трауре. В целом оказалось, что, приходя на работу, менеджеры готовы к празднованию рождений  юбилеев и даже к тому, что подчиненный заболеет, — но когда кто-то умирает, они замолкают и отводят глаза. Их инстинктивное желание — избавить офис от скорби: оставить переживающих сотрудников в покое на несколько дней, рассчитывая, что затем они вернутся к обычным делам. По выражению Джулии Самюэль (психотерапевта, специализирующегося на работе с утратой, автора книги «Переживая горе»), это настоящий «заговор молчания» — по ее данным, он может причинить человеку даже больше вреда, чем сама трагедия. Этот заговор лишает сотрудника возможности получить поддержку окружающих, разрушает связи между коллегами, опустошает рабочую жизнь и делает ее бессмысленной.

* деятельность на территории РФ запрещена

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте