Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Девять советов, которые помогут разговаривать с сотрудниками во время кризиса

Ребекка Найт
Фото: Microzoa/Getty Images

Пандемия коронавируса продолжается, привычный порядок работы нарушен, и руководители сталкиваются с неопределенностью. Вы не знаете, когда сотрудникам можно будет окончательно вернуться в офис и насколько к этому моменту все изменится — но все равно нужно поддерживать с ними связь. Что стоит рассказывать команде о состоянии компании? Как честно предупредить сотрудников о возможных увольнениях и снижении зарплаты, не деморализуя их? И как успокоить людей в это тяжелое время, не давая им ложных надежд?

Что говорят эксперты

У пандемии COVID-19 нет аналогов в современной истории, но Пол Ардженти, профессор корпоративных коммуникаций в Дартмутской школе бизнеса, считает, что с точки зрения менеджмента она вовсе не уникальна. После 11 сентября или во время мирового финансового кризиса работники тоже испытывали страх и тревогу. «Неопределенность рождает страх, — говорит он. — Люди приходят в панику, когда думают о том, что пандемия сделает с их компанией, должностью и будущим». Вы как руководитель должны «излучать уверенность и силу». Ситуация стремительно меняется, и вы знаете далеко не все, но о том, что вам известно, все равно нужно честно рассказывать, утверждает Эми Эдмондсон, преподаватель менеджмента и лидерства в Гарвардской школе бизнеса. «Первая задача — прозрачность», — говорит она. Расскажите команде, что вы знаете, чего не знаете и как будете справляться с неизвестностью. Вторая задача — «выразить чувство надежды и перспективы». Но совместить эти две задачи непросто. Наши рекомендации помогут вам общаться с сотрудниками в эти неопределенные времена.

Соберитесь

Перед тем как сказать или написать что-то подчиненным, осознайте, какая перед вами стоит задача, советует Ардженти. Вам нужно «научить людей добиваться успеха во время кризиса», говорит он. «Это главное испытание ваших лидерских навыков и шанс проявить себя перед сотрудниками». Соберите в кулак всю свою отвагу. Ваша главная задача как менеджера на передовой — «стать тем, к кому [сотрудники] обращаются» за советами и наставничеством. Эдмондсон добавляет, что важно правильно отнестись к ситуации: представьте себя командиром взвода, который готовится к битве. Она рекомендует как можно лучше соблюдать режим и заботиться о себе. Хорошо питайтесь, занимайтесь спортом и старайтесь высыпаться. «Сначала наденьте кислородную маску на себя», — добавляет она.

Составьте план

Затем вам нужно составить стратегию и решить, как и когда вы будете сообщать команде о развитии ситуации. Во время кризиса нужно «информировать и выходить на связь часто и своевременно», пишет Ардженти. «Если вы засунете голову в песок, как страус, это вам не поможет». Сотрудники должны знать, когда они могут ждать новостей от вас и от руководства компании. Ардженти советует регулярно проводить мини-совещания и общаться с сотрудниками один на один, чтобы понять, что сильнее всего тревожит каждого из них. Эдмондсон добавляет, что в идеале в организации должен быть «координированный центр обмена информацией», где сотрудники смогут задавать вопросы, — собирайте эти вопросы и отвечайте на них в своих обращениях.

Правильно разговаривайте с сотрудниками

Подумайте, с кем вы говорите. Посмотрите на ситуацию глазами своих сотрудников, советует Ардженти, «представьте, что вы бы хотели услышать на их месте». Конечно, им бы наверняка хотелось услышать заверения, что «рано или поздно это кончится», но еще важнее, чтобы они не сочли, что руководители «скрывают важные факты» или просто плывут по течению. Успокойте сотрудников, насколько можете.

Будьте скромны. На самом деле «никто не может представить, что ждет нас впереди», говорит Эдмондсон, поэтому, если вы чего-то не знаете, будьте честны. Например, сотрудник может спросить вас, последуют ли увольнения, а вы знаете от начальника только то, что этот вопрос обсуждается, но он не сообщил более конкретных фактов или масштабов сокращения. Ардженти рекомендует отвечать на такие вопросы следующим образом: «Я и сам не знаю, что нас ожидает. Как только мы что-то поймем, я вам сразу же сообщу».

Не старайтесь подсластить пилюлю. Возможно, вы почувствуете соблазн приукрасить новости, которые явно не понравятся сотрудникам. Это желание можно понять, ведь вы не хотите их расстраивать, но, как предупреждает Эдмондсон, никому от этого пользы не будет. «Если вы приукрашиваете факты, сотрудники либо примут вас за лжеца, либо решат, что вы ничего не понимаете», — говорит она. Например, если руководство решило сократить зарплаты, но пока не назвало конкретных цифр, не нужно притворяться, что снижения зарплат не будет. Ведь факты рано или поздно выплывут наружу, а попытки сгладить суровую истину могут выйти боком. «Если информация будет поступать по крупицам, это будет подрывать доверие».

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте