Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

«Не то слово»: что нужно и чего не нужно говорить, чтобы вдохновить команду

Джоэл Шварцберг

Одна из основных задач лидера организации, группы или проекта — вдохновлять и настраивать свою команду. Для этого можно использовать самые разные способы коммуникаций — от непосредственного общения до электронной почты, видеоконференций, чатов, публикаций в социальных медиа и презентаций. Все эти средства крайне важны. По мнению эксперта в области лидерства и бывшего CEO Дугласа Конанта, «даже короткого диалога бывает достаточно, чтобы изменить представления человека о самом себе, о руководстве и о будущем».

Но часто лидеры, сами того не понимая, по привычке выбирают не самые подходящие слова и формулируют свои идеи не так убедительно и вдохновляюще, как им бы того хотелось. Это не так просто объяснить — удобнее привести несколько примеров. Я предложу три речевые тактики, которые помогут вам более точно и эффективно излагать свои идеи и отвечать за свои слова.

Тактика №1. Выберите самый подходящий глагол

Ниже приведены шесть пар слов, которые могут казаться взаимозаменяемыми. На самом же деле стоит различать их значения. Одно является точным выражением усилия, а другое отражает его неверно или менее убедительно (хотя программы проверки грамматики или корректоры не отметят его как неправильное).

Способствовать и позволять. Если ваши усилия дали результат, вы активно способствовали этому. Если вы просто устранили препятствие, то вы позволили результату появиться самостоятельно.

Пример: «Инновации в области обслуживания клиентов способствовали росту продаж более индивидуализированных продуктов» (не «позволили» его достичь).

Предотвращать и избегать. Если вы сделали все необходимое, чтобы катастрофы не случилось, вы ее предотвратили, но если вы лишь уклонились от возможной угрозы или отсрочили ее, вы просто ее избежали.

Пример: «Мы должны предотвратить кризис на рынке жилья» (не «избежать» кризиса на рынке жилья).

Решать и заниматься. Если вы принимаете меры, чтобы повлиять на происходящее, вы решаете вопрос, а если вы просто анализируете ситуацию, то вы занимаетесь этим вопросом.

Пример: «Мы активно решаем вопрос бедности в этих сообществах» (не «занимаемся» им).

Принимать меры и реагировать. Если вы совершаете какие-то действия, вы принимаете меры, а если возникшая ситуация лишь вызвала у вас эмоциональный отклик, тогда вы отреагировали.

Пример: «После отключения электричества мы немедленно приняли меры» (не «отреагировали»).

Преодолеть и столкнуться. Если вы успешно справились с препятствием, вы его преодолели, а если оно просто возникло у вас на пути, то вы с ним столкнулись.

Пример: «Мы преодолели системные проблемы» (не «столкнулись» с ними).

Добиться и достичь (цели). Если вы добились цели, это подразумевает, что полученный результат стал прямым следствием ваших усилий, а если вы достигли цели, это означает, что вы просто дошли до определенного этапа, возможно, случайно, по стечению обстоятельств — или это получилось само собой.

Пример: «Я рад, что мы добились (не «достигли») наших самых амбициозных целей за год».

Тактика №2. Не «делитесь»

В детстве вас учили делиться, но «делиться» не всегда дальновидно, когда речь идет о коммуникациях лидера. Бизнес-лидеры любят «делиться» идеями на собраниях, по электронной почте, в социальных медиа и в разговорах. Но что вы в действительности делаете, когда «делитесь»?

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте