«Не то слово»: что нужно и чего не нужно говорить, чтобы вдохновить команду | Большие Идеи

・ Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

«Не то слово»: что нужно и чего не нужно говорить, чтобы
вдохновить команду

Три тактики, которые помогут излагать идеи убедительно и точно

Автор: Джоэл Шварцберг

«Не то слово»: что нужно и чего не нужно говорить, чтобы вдохновить команду

читайте также

В шаге от вершины

Чампа Дэн

Как мозг решает, кому верить

Пол Зак

Читайте майский номер HBR Россия

Не считайте людей машинами

Питер Каппелли

Одна из основных задач лидера организации, группы или проекта — вдохновлять и настраивать свою команду. Для этого можно использовать самые разные способы коммуникаций — от непосредственного общения до электронной почты, видеоконференций, чатов, публикаций в социальных медиа и презентаций. Все эти средства крайне важны. По мнению эксперта в области лидерства и бывшего CEO Дугласа Конанта, «даже короткого диалога бывает достаточно, чтобы изменить представления человека о самом себе, о руководстве и о будущем».

Но часто лидеры, сами того не понимая, по привычке выбирают не самые подходящие слова и формулируют свои идеи не так убедительно и вдохновляюще, как им бы того хотелось. Это не так просто объяснить — удобнее привести несколько примеров. Я предложу три речевые тактики, которые помогут вам более точно и эффективно излагать свои идеи и отвечать за свои слова.

Тактика №1. Выберите самый подходящий глагол

Ниже приведены шесть пар слов, которые могут казаться взаимозаменяемыми. На самом же деле стоит различать их значения. Одно является точным выражением усилия, а другое отражает его неверно или менее убедительно (хотя программы проверки грамматики или корректоры не отметят его как неправильное).

Способствовать и позволять. Если ваши усилия дали результат, вы активно способствовали этому. Если вы просто устранили препятствие, то вы позволили результату появиться самостоятельно.

Пример: «Инновации в области обслуживания клиентов способствовали росту продаж более индивидуализированных продуктов» (не «позволили» его достичь).

Предотвращать и избегать. Если вы сделали все необходимое, чтобы катастрофы не случилось, вы ее предотвратили, но если вы лишь уклонились от возможной угрозы или отсрочили ее, вы просто ее избежали.

Пример: «Мы должны предотвратить кризис на рынке жилья» (не «избежать» кризиса на рынке жилья).

Решать и заниматься. Если вы принимаете меры, чтобы повлиять на происходящее, вы решаете вопрос, а если вы просто анализируете ситуацию, то вы занимаетесь этим вопросом.

Пример: «Мы активно решаем вопрос бедности в этих сообществах» (не «занимаемся» им).

Принимать меры и реагировать. Если вы совершаете какие-то действия, вы принимаете меры, а если возникшая ситуация лишь вызвала у вас эмоциональный отклик, тогда вы отреагировали.

Пример: «После отключения электричества мы немедленно приняли меры» (не «отреагировали»).

Преодолеть и столкнуться. Если вы успешно справились с препятствием, вы его преодолели, а если оно просто возникло у вас на пути, то вы с ним столкнулись.

Пример: «Мы преодолели системные проблемы» (не «столкнулись» с ними).

Добиться и достичь (цели). Если вы добились цели, это подразумевает, что полученный результат стал прямым следствием ваших усилий, а если вы достигли цели, это означает, что вы просто дошли до определенного этапа, возможно, случайно, по стечению обстоятельств — или это получилось само собой.

Пример: «Я рад, что мы добились (не «достигли») наших самых амбициозных целей за год».

Тактика №2. Не «делитесь»

В детстве вас учили делиться, но «делиться» не всегда дальновидно, когда речь идет о коммуникациях лидера. Бизнес-лидеры любят «делиться» идеями на собраниях, по электронной почте, в социальных медиа и в разговорах. Но что вы в действительности делаете, когда «делитесь»?

Когда вы используете слово «делиться» в деловой среде, вы выражаете надежду, что аудитория интуитивно поймет ценность того, чем вы поделились, и цель, с которой вы это сделали. Но бремя признания важности вашей мысли должны нести вы, а не ваша аудитория.

Тогда что делать, если не делиться? Продавать. Когда вы продаете идею, вы ставите определенные цели и повышаете ее значимость. Не стоит прямо говорить «Позвольте продать вам идею», но можно «предлагать» и «рекомендовать» идеи.

Я называю такие слова «влиятельными», потому что они заставляют вас высказать утверждение и следовать ему. Вы больше не разбрасываетесь мыслями в надежде на лучшее, вы рекомендуете идеи и утверждаете, что они представляют ценность (к чему и следует стремиться лидерам в выстраивании коммуникаций).

Примеры использования влиятельных слов:

  • «Выдвигаю идею, которая повысит эффективность наших процессов» (не «делюсь» ею).

  • «Предлагаю новый логотип, который лучше передает идею нашего бренда» (не «делюсь» им).

  • «Я рекомендую провести кампанию, благодаря которой наша рабочая среда станет более многообразной» (не «делюсь» идеей кампании).

Тактика №3. Проведите ревизию «и»

Союз «и» может казаться удобным решением, если нужно добавить детали к фразе или мысли — подобно тому, как вы добавляете украшения на елку. Но елка может упасть под тяжестью многочисленных украшений — так же обрушатся и ваши доводы.

Взгляните на это предложение:

«Наш эффективный и действенный подход заинтересует и вдохновит самую важную и значимую для нас аудиторию, и она полюбит и оценит наш бренд».

Теперь проведите ревизию «и» — и отбросьте менее важные и избыточные описания:

«Наш эффективный подход вдохновит самую важную для нас аудиторию, и она оценит наш бренд».

Чем меньше лишних деталей и слов в предложении, тем оно эффективнее. На первый взгляд это может показаться нелогичным, но проблема в том, что несколько идей, втиснутых в одну фразу, борются друг с другом за внимание читателя или слушателя, и, в конце концов, влияние каждой ослабляется. Союзы «и» — предупреждающий знак, напоминающий об этих конфликтах.

В начале года я провел ревизию «и», работая с текстом выступления CEO. Я нашел пять фраз, в которых можно было без потерь сжать две идеи в одну. В большинстве случаев слова, которые мы выбросили, были избыточными и практически ничего не добавляли к написанному. И команда вряд ли запомнила бы их. Вычеркнув все лишнее, мы яснее выразили мысли и упростили задачу докладчика.

Мои разъяснения не означают, что вы должны полностью отказаться от союзов «и». Просто смотрите на них как на сигналы опасности и проверяйте их на уместность. Спросите себя, сколько определений вам нужно в одном предложении, зная, что даже одно лишнее слово означает дополнительную когнитивную нагрузку на вашу аудиторию.

В конце концов, аудитория реагирует более активно на большие идеи, чем на маленькие слова, но думающим лидерам нужно оценивать и то и другое — и всегда понимать, что чем более влиятельно они будут выглядеть (даже в мелочах), тем большее воздействие окажут на людей, которых надеются вдохновить.

Об авторе

Джоэл Шварцберг (Joel Schwartzberg) — профессиональный консультант по подготовке презентаций и автор книги «Get to the Point! Sharpen Your Message and Make Your Words Matter», управляет коммуникациями на высшем уровне в крупной некоммерческой организации.