Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как помочь новому сотруднику в условиях удаленной работы

Дарлин Дероса , Джеймс Цитрин
Иллюстрация: Kei Uesugi/Getty Images

Большинство менеджеров знают, как сложно организовать адаптацию новых удаленных сотрудников. Многие также понимают: если плохо ввести новичка в курс дела, это может повредить и в долгосрочной перспективе. И это не только вопрос логистики: иными словами, мало выдать новому сотруднику компьютер. Есть и более важные аспекты, от которых зависит успех новичка.

Как правило, целенаправленно создать систему введения в курс, настроенную под конкретного сотрудника, больше всего мешают привычные взгляды и установки. Как телевидение не сразу научилось использовать все свои новые возможности (первые телепередачи были, по сути, радиопередачами, снятыми на камеры), так и бизнесу еще предстоит разработать системы, отвечающие нуждам времени и технологий.

И маленьким компаниям, которые нанимают и обучают по одному сотруднику за раз, и большим, которым нужно ввести в курс дела сразу целую команду, пригодятся следующие четыре принципа.

1. Начните как можно быстрее

Вспомните, как вы впервые выходили на свою нынешнюю работу. Скорее всего, в ночь перед первым рабочим днем вам не спалось. Вы не могли избавиться от предчувствий, сомнений и неуверенности — особенно если вы сразу приступали к своим обязанностями в удаленном режиме. Ведь в этом случае нет даже тех нескольких приятных минут, которые наверняка ждали бы вас в первый день в офисе (например, коротких знакомств с коллегами в коридорах или обеда с руководителем и новой командой).

Маловероятно также, что ваш новый сотрудник когда-либо выходил на удаленную работу: до пандемии даже компании, допускавшие работу из дома, предпочитали вводить новичков в курс дела очно. Не забывайте об этом и создайте план. Эти несколько приемов смягчат нервозность первых дней работы и позволят сотрудникам сразу почувствовать себя уверенными и нужными.

Выделите новичку помощника. Даже в офисе стоило бы назначить неформального ментора для сопровождения новичков, но на удаленной работе это еще важнее, ведь рядом с ними не будет коллег, с которыми можно было бы посоветоваться. Этот неформальный помощник не должен быть начальником — тогда сотрудник не будет стесняться задавать любые вопросы — и важные, и незначительные. У любого новичка они возникают очень часто, и это хорошо. Главное, чтобы было к кому с ними обратиться. В идеале помощник по введению в курс дела должен сам написать новичку еще до первого рабочего дня и рассказать о своей роли.

Заранее создайте связь с компанией. Как только кандидат примет предложение о работе, дайте ему почувствовать, что он теперь часть вашей семьи. Например, компания Reckitt, которая продает товары для дома и гигиены, отправляет всем новым сотрудникам набор из своих товаров и сердечную записку, которая объясняет, как эти товары связаны с миссией компании.

Заранее настройте технику. Предложите каждому новому сотруднику консультацию с ИТ-отделом: пусть ему покажут, как работает программа видеоконференций, каналы коммуникаций и другие системы компании. Это облегчит тревожность первого дня. Подготовившись заранее, вы сведете к минимуму технические проблемы; новичок будет сразу готов к работе и почувствует себя комфортнее. Некоторые компании заранее отправляют новичкам ноутбук и телефон с нужными программами, настройками и системами безопасности. Это создает связь с компанией и снижает уровень беспокойства.

2. Постройте сильные отношения внутри организации

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте