Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»
«Осторожно, газлайтинг!»: что делать, если менеджер манипулирует сотрудниками
Мита Маллик«Жаль, что вас не было на встрече команды руководства, — написал мне исполнительный вице-президент. — Ваш начальник поделился прекрасной идеей. Он сказал, что вы не смогли выступить. Надеюсь, мы сможем пообщаться».
На нашей последней встрече один на один мой менеджер с энтузиазмом говорил, что, конечно, я должна сама представить проект, над которым работала несколько недель. Я дважды проверила все входящие сообщения. Начальник так и не ответил на мою просьбу прислать мне приглашение и рассказал обо всем без меня.
Это был не первый подобный звоночек в работе с моим боссом: он не допускал меня на встречи, не включал в списки участников программ лидерства, говорил, что меня скоро повысят, но при этом плохо отзывался о моих результатах перед коллегами и высшим руководством. Манипуляции продолжались и усиливались, пока я в конце концов не уволилась.
Газлайтинг — это форма психологического насилия, главная задача которого — добиться власти и контроля. Вам будут лгать и нарочно подставлять. Будут что-то говорить и делать, а потом отрицать. Дискредитировать, манипулировать и убеждать, что проблема в вас. Как и в моем случае, часто заниматься всем этим будет менеджер, злоупотребляющий своим положением в отношении подчиненных.
Организации по всему миру тратят свыше $370 млрд в год на тренинги по развитию для своих руководителей. Однако исследования показывают, что почти 30% начальников токсичны. Тренинги для лидеров не решают всей проблемы: необходимо, чтобы вышестоящие руководители спрашивали с менеджеров, когда видят подобные злоупотребления. Вот пять советов для руководителей на случай, если возникнут подозрения, что менеджеры манипулируют сотрудниками.
Верьте сотрудникам, когда они рассказывают о том, что происходит
Смысл газлайтинга — заставить человека сомневаться в себе, поэтому, когда сотрудник набирается смелости, чтобы рассказать о своем опыте, руководители должны активно слушать и верить ему. Возможно, сотрудник пришел к вам, потому что доверяет вам. Вероятно, его менеджер умеет произвести впечатление на вышестоящих и на показ ведет себя как внимательный и открытый начальник, но в то же время оскорбляет сотрудников. Возможно, его подчиненный перепробовал уже все варианты, чтобы справиться с проблемой, и больше не видит другого выхода, кроме как обратиться к вам.
Не приуменьшайте, не отрицайте и не обесценивайте то, что вам рассказывают. Поблагодарите за доверие и за то, что с вами поделились. Спросите, как вы можете помочь в дальнейшем.
Внимательно отслеживайте признаки газлайтинга
«Когда высокоэффективные сотрудники теряют интерес, перестают высказывать свое мнение и в итоге получают ярлык неэффективных, мы как руководители организации должны понять, почему это происходит, — говорит Лан Фан, основательница и CEO community of SEVEN, занимающаяся коучингом руководителей в группах сообщества. — Манипуляции со стороны менеджера могут быть основной причиной внезапно ухудшившихся показателей. Со временем под влиянием газлайтинга человек теряет уверенность в себе и начинает себя обесценивать».
Руководитель не всегда может лично увидеть манипуляции, происходящие у него в команде, однако должен следить за их признаками. Если сотрудник поделился своим опытом, вы можете проявить бдительность и заметить едва уловимые сигналы. Ищите признаки газлайтинга в разговоре, в письменных коммуникациях и на мероприятиях в нерабочее время.