Управление персоналом

Мужество творить

Сергей Филонович

Великая русская литература создала немало образов незаурядных людей, которые так и не реализовали свой потенциал: вспомним героев Тургенева, Гончарова, Чехова. Эти образы, увы, вполне современны, и в условиях войны за таланты, когда на счету каждый способный человек, это особенно удручает. Очень долго я силился понять, в чем же проблема. На ум приходило множество соображений, в частности, о негативном влиянии среды на людей, в эту среду не вписывающихся. Можно, конечно, убаюкивать себя этим аргументом. Но тогда совершенно неясно, как в такой неблагоприятной атмосфере могла сложиться столь мощная культура, высокопочитаемая во всем мире. Загадка оставалась загадкой.

И вот недавно я натолкнулся на небольшую книжку известного американского психолога Ролло Мэя с удивительным названием «Мужество творить». Чтение заняло у меня больше времени, чем я ожидал: после каждых десяти страниц мне требовалась получасовая пауза для осмысления этого густого текста. Книга Мэя, как мне кажется, приоткрывает завесу над «загадкой русской души». И хотя речь в ней идет прежде всего о художественном и научном творчестве, ее выводы, на мой взгляд, применимы и к бизнесу (я искренне верю, что это и есть самое настоящее творчество).

Основная мысль Мэя отражена в названии книги: истинное творчество требует мужества, то есть способности действовать в состоянии отчаяния. Человек, никогда не испытывавший творческого подъема, может спросить: при чем здесь мужество? Мэй поясняет: любой акт творения связан с риском. Риском не достичь поставленной цели; риском не быть понятым теми, ради кого ты творишь; риском совершить тривиальную ошибку и так далее. И многие пасуют перед этим — страхи пересиливают, и человек даже не пытается что-то предпринять. Потом, осознав свое малодушие, он начинает искать себе оправдание и чаще всего винит внешнюю среду, мешающую самореализации. Но ведь «есть упоение в бою» — и оно неразрывно связано с творчеством.

Однако мысль Мэя была бы не столь оригинальной, если бы он не предложил еще одну концепцию, способствующую пониманию творческого процесса. Это концепция встречи: акт творчества происходит, когда человек встречается с проблемой, осознает ее и сосредоточивается на ней.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте